3 и 4 января на сцене Михайловского театра пройдет музыкально-литературное представление по первой редакции «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и текстам Николая Карамзина. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Юровский. Автор литературной композиции и сценической версии – Виталий Фиалковский. Впервые в своей артистической карьере в партии Бориса Годунова выступит Сергей Лейферкус. В проекте заняты музыканты лондонского «Оркестра эпохи Просвещения».
Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра, художественный руководитель ГАСО им. Е.Светланова: «Проект, который мы готовимся представить в Михайловском театре, изо всех сил сопротивляется жестким жанровым определениям. По форме это комбинированный жанр – здесь соединяются оперное и театрально-драматическое представления, но в его основе лежит нетронутый оригинал Мусоргского, первая редакция «Бориса Годунова» 1869 года. Впервые мы исполним его на оригинальных инструментах XIX века».
Сценическая судьба знаменитого сочинения Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» уникальна. В истории русского музыкального театра нет другого названия, которое вызывало бы столько упорных попыток заменить оригинал разнообразными версиями и вместе с тем столько усилий вернуться к авторскому замыслу.
Широкая известность пришла к «Борису Годунову» после появления новой оркестровой редакции, которую уже после смерти Мусоргского создал Римский-Корсаков (1896). Ее триумфально представили на «Русских сезонах» в Париже в 1908 году; в заглавной партии выступил Фёдор Шаляпин.
О существовании первой авторской редакции «Бориса Годунова» более полувека было практически неизвестно широкому слушателю. Переломным моментом в истории оперы стала так называемая «сводная» редакция, которую опубликовал в 1928 году Павел Ламм, восстановивший авторскую партитуру второй редакции оперы и неизвестные ранее фрагменты первой редакции. В 1929 году постановку, максимально приближенную к структуре первой авторской редакции, осуществили в московском оперном театре К.С. Станиславского.
Как самостоятельное художественное произведение первая редакция «Бориса Годунова» была впервые поставлена в Лондоне, в театре Sadler's Wells в 1935 году. Одновременно эта постановка познакомила западного слушателя с авторской оркестровкой «Бориса». Спектакль вызвал активное обсуждение вопросов о соотношении авторского текста и редакции Римского-Корсакова, а также двух авторских редакций. Музыканты сошлись во мнении о необходимости ставить оперу в соответствии с авторской партитурой, и в том, что каждая из авторских редакций представляет собой шедевр, вызывающий восхищение.
В России первой постановкой «Бориса Годунова» на основе первой авторской редакции стал спектакль в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в 1989 году. Дирижер Евгений Колобов использовал еще не опубликованные на тот момент материалы исследователей-текстологов, готовивших полное академическое собрание сочинений Мусоргского.
Партитура первой редакции оперы вышла отдельным изданием в 1996 году. Изучением автографов и восстановлением авторского текста руководил доктор искусствоведения Евгений Левашёв. Именно эта редакция, максимально близкая к авторскому замыслу, будет исполнена в Михайловском театре.