25, 26 и 27 декабря на сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» в постановке режиссера Анны Матисон. 25 и 26 декабря за дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
«Золотой Петушок» – последняя из 15-ти опер композитора, пожалуй, самая загадочная. И текст Пушкина, и музыка Римского-Корсакова провоцируют к различным трактовкам и прочтениям. После появления оперы в 1907 году царская цензура увидела в этом сочинении насмешку над императором. Последний год жизни композитора был омрачен борьбой с цензорами, так что опера увидела свет рампы только после смерти Римского-Корсакова. В 1909 году «Золотой петушок» был поставлен сразу в двух театрах: Частной опере Зимина, где действие спектакля разворачивалось вне эпохи, а художник Иван Билибин стилизовал оформление и костюмы под лубок, и в Большом театре, где с помощью художника Константина Коровина опера получилась красочным зрелищем в стиле «фантастического реализма».
От политических подтекстов избавить оперу было трудно, хотя подчас их начинали искать даже там, где их не было.
Скандальной стала постановка 1914 года в антрепризе Дягилева в Париже с М. Фокиным и А. Бенуа в составе постановщиков.
Впервые на Мариинской сцене опера была поставлена в 1919 году. Политический фон сменился, и теперь в «Золотом петушке» подчеркивали сатиру на самодержавие. Художником постановки был К. Коровин. Спустя многие годы, опера вновь появилась на сцене Мариинского театра в 2003 году в постановке Парижского театра «Шатле» в версии актера и режиссера театра Кабуки Энносюке Ичикавы.
Много загадок задает и текст А.С. Пушкина, доходящий до гротеска в своей ироничности, и либретто И. Бельского, и музыка Н.А. Римского-Корсакова. Композитор назвал свою оперу «небылица в лицах», отсылая к народным жанрам небывальщины, скоморошин, фольклорной пародии. Каждый постановщик пытается по-своему разгадать загадку этой небылицы и находит в ней свои смыслы.
Молодой режиссер Анна Матисон, которая ставит оперу «Золотой петушок» в Мариинском-2, впервые работает с этим жанром. В творческом багаже Анны Матисон – художественные, документальные и короткометражные фильмы, постановки в драматическом театре (МХТ им. Чехова, театр им. Лермонтова в Казахстане, Sicaalexandrescu в Румынии). Среди творческих интересов Матисон особое место занимает музыка и Мариинский театр, оркестр которого стал главным действующим лицом в фильме о Московском Пасхальном фестивале «Во время пути». В формате фильма-оперы были сняты спектакли Мариинского театра: «Левша», «Семен Котко», «Троянцы».
Говоря о «Золотом Петушке» Анна Матисон подчеркивает значимость музыки Римского-Корсакова – для нее музыка – главный сценарий в постановке оперы. В то же время режиссер отмечает сказочность оперы и адресует спектакль семейной аудитории: «для детей мы выстраиваем сюжет про принцессу и приключения в сказочной стране, взрослые же должны считывать историю про власть женщины. Когда погибают абсолютно все мужчины, молодые и старые, умные и глупые, – это говорит о том, что власть женщины безгранична».
Над спектаклем работают: режиссер-постановщик, художник по костюмам и художник-постановщик – Анна Матисон; художник-постановщик – Сергей Новиков; художник по свету – Александр Сиваев; главный хормейстер – Андрей Петренко, ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева; хореограф – Максим Петров; музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев.
Партии репетируют: Сергей Алексашкин, Владимир Феляуэр, Эдуард Цанга (Царь Додон); Андрей Серов, Денис Беганский (Полкан); Аида Гарифулина, Ольга Пудова, Антонина Весенина (Шемаханская Царица); Лариса Дядькова, Елена Витман, Злата Булычева (Амелфа); Владислав Сулимский, Александр Герасимов, Ярослав Петряник (Афрон); Александр Трофимов, Илья Селиванов, Андрей Илюшников (Гвидон); Андрей Попов, Станислав Леонтьев, Артем Мелихов (Звездочет); Кира Логинова, Екатерина Красько, Анна Шульгина (Петушок).