С 14 по 28 декабря в Московской консерватории состоятся концерты, приуроченные к 95-летию со дня рождения пианиста и педагога, народного артиста СССР Виктора Мержанова.
В честь учителя и музыканта будут играть ученики разных лет, коллеги и друзья. Среди них пианисты Юрий Слесарев, Михаил Марков (Нидерланды), Анаит Нерсесян (Армения), Цчида Садакацу (Япония), Михаил Рыба, Павел Кушнир, Галина Петрова, Алла Басаргина, Атанас Куртев (Болгария), Александр Малкус, Максим Федотов (скрипка), Оксана Лесничая (сопрано) и другие.
Открытие фестиваля состоится в Большом зале консерватории 14 декабря в 14.00. Выпускники класса В. Мержанова исполнят Концерты Бетховена, Брамса, Листа, Рахманинова, аккомпанировать будет Симфонический оркестр Министерства обороны РФ под управлением Валерия Халилова.
С 1936 года, когда Виктор Карпович Мержанов (1919-2012) стал студентом, и до конца жизни свыше 65 лет он был тесно связан с Московской консерваторией.
Мержанов прошёл Великую Отечественную войну и, вернувшись в Москву, он одержал победу на Всесоюзном конкурсе (1945 1946) удостоился I премии, разделив её со Святославом Рихтером.
Педагогическая деятельность профессора Мержанова включала, помимо преподавания в Московской консерватории и мастер-классов, работу в Варшавской Академии (1973 1978) и Высшей музыкальной школе немецкого города Троссинген (1990 1998).
На протяжении более шестидесяти лет Виктор Мержанов концертировал во множестве стран: дал более двух тысяч концертов в 330 городах. Среди дирижёров, аккомпанировавших Мержанову, Кондрашин, Гаук, Аносов, Зандерлинг, Иванов, Светланов, Нойман, Рождественский, Темирканов.
Виктор Мержанов был членом жюри самых крупных конкурсов (в частности, по рекомендации Эмиля Гилельса, двенадцать раз работал в жюри конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе), занимался общественной деятельностью (особенно значима инициатива Мержанова по созданию в России Рахманиновского общества). Его перу принадлежит ряд научных статей (в частности, о Сонате си-бемоль минор Шопена и Пятой сонате Скрябина) и редакций, в том числе редакция «Хорошо темперированного клавира» Баха композитора, перед которым он преклонялся.