Московская филармония продолжает серию масштабных проектов, посвящённых барочной музыке. 3 декабря в Концертном зале имени П.И. Чайковского в исполнении музыкантов из Италии Венецианского барочного оркестра и певицы Сони Прина (контральто) прозвучат сочинения Антонио Вивальди.
Соня Прина окончила Миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди сразу по двум специальностям вокала и трубы. В 1996 году Соня Прина поступила в Академию молодых певцов Театра Ла Скала, а с 1997 года стала принимать участие в спектаклях театра, специализируясь на барочном репертуаре.
Благодаря уникальному голосу, певица вскоре завоевала международное признание. Выступления и записи Сони Прина отмечены многочисленными наградами, в числе которых престижная Премия Франко Аббьяти (2006) и Золотой приз Тиберини (2014), который Прина получила как лучшая певица года.
Особое место в репертуарных пристрастиях Сони Прина занимают произведения Генделя. На сценах ведущих оперных театров ею были исполнены главные партии в операх «Юлий Цезарь» (театры Лилля, Равенны, Феррары, Модены под управлением Оттавио Дантоне), «Орландо» (парижские Театр Елисейских полей и Опера Бастилии, дирижёр Эммануэль Аим), «Силла» (Академия Санта Чечилия в Риме, дирижёр Фабио Бьонди), «Ринальдо» (Цюрихская опера), а также партии Амастры в опере «Ксеркс» (Сан-Франциско), Брадаманте в опере «Альцина» (Опера Гарнье, дирижёр Жан-Кристоф Спинози), Полинессо в опере «Ариодант» (Барселона, дирижёр Гарри Бикет) и многие другие.
Соня Прина дебютировала в миланском Ла Скала с партией Розины в россиниевском «Севильском цирюльнике» (дирижёр Рикардо Шайи, в партии Альмавивы Хуан Диего Флорес). Недавние ангажементы певицы включают партии Сметона в «Анне Болейн» Доницетти (Оперный театр Лисео, Барселона, с Эдитой Груберовой и Элиной Гаранчей), Изабеллы и Клариче в россиниевских «Итальянке в Алжире» (Театр Реджио, Турин) и «Пробном камне» (Театр Шатле, Париж, дирижёр Жан-Кристоф Спинози). Оперы Монтеверди представлены в репертуаре Сони Прина партиями Оттона в «Коронации Поппеи» (дирижёр Ринальдо Алессандрини), Пенелопы в «Возвращении Улисса на родину» (дирижёр Оттавио Дантоне), Вестницы и Надежды в «Орфее» (под управлением Уильяма Кристи в Королевском театре Мадрида).
Сольные концерты певицы в сопровождении знаменитых барочных коллективов, в числе которых Accademia Bizantina, Il Giardino Armonico, Le Concert d’Astrée, ансамбль Matheus, Базельский камерный оркестр, с большим успехом проходили в странах Европы, Южной Америки и в Японии.
Обширная дискография Сони Прина включает записи ораторий Генделя «Триумф Времени и Правды» и «Воскресение» (дирижёр Эммануэль Аим, лейбл Virgin), оперы «Олимпиада» Вивальди под управлением Ринальдо Алессандрини (Naïve), опер «Орфей» Монтеверди и «Лотарио» Генделя на BMG, генделевской «Роделинды» под управлением Алана Кёртиса (Deutsche Grammophon), а также вышедшие на DVD записи опер «Асканий в Альбе» Моцарта (Deutsche Grammophon) и «Пробный камень» Россини (Naïve). Среди последних записей Сони Прина главная партия в генделевском «Ринальдо» (DVD, Opus Arte), «Аэций» Глюка на лейбле Virgin и главная партия в опере «Оттон на вилле» Вивальди с ансамблем Il Giardino Armonico на лейбле Naïve. На этом же лейбле вышел сольный диск певицы «Arie ritrovate» с оркестром Accademia Bizantina.
В 2017 году Соня Прина станет постоянной приглашённой солисткой лондонского Вигмор-холла.
Венецианский барочный оркестр был основан в 1997 году Андреа Марконом. Коллектив, исполняющий музыку эпохи барокко на исторических инструментах, базируется в Scuola Grande di San Rocco. Значительное внимание музыканты уделяют поиску забытых шедевров XVIIXVIII веков. Благодаря их усилиям, многие произведения, в том числе оперы, прозвучали впервые. Исполнительский уровень коллектива высок: критики характеризуют его стиль как «подлинное новое итальянское барокко.
Первое выступление Венецианского барочного оркестра состоялось в 1998 году в Театре Ла Фениче. Музыканты представили оперу «Орион» Ф. Кавалли в переложении Андреа Маркона. В дальнейшем в исполнении Венецианского барочного оркестра прозвучали такие произведения, как «Атенаида», «Освобожденная Андромеда», «Ликующая Сена», Stabat Mater, Gloria А. Вивальди; «Смерть Адониса», «Триумф поэзии и музыки» Б. Марчелло; «Клементина» Л. Боккерини; «Олимпиада» Д. Чимарозы; «Олимпиада» Б. Галуппи; «Сирой, царь Персии» Г. Ф. Генделя; Stabat Mater Дж. Перголези; «Вечерня Блаженной Девы» К. Монтеверди и многие другие барочные шедевры.
Оркестр осуществил несколько премьер музыки современных композиторов. В частности, в сезоне 20102011 годов во время гастролей по 28 городам США со скрипачом Робертом Макдаффи впервые прозвучал скрипичный концерт Ф. Гласса «Американские времена года».
С Венецианским барочным оркестром выступают ведущие мастера современного искусства: скрипачи Джулиано Карминьола, Виктория Муллова, Джулио Плотино, виолончелист Готье Капюсон, флейтистка Анна Фусек, певцы Ромина Бассо, Филиппом Жарускии, Вероника Канхеми, Симона Кермес, Ангелика Кирхшлагер, Магдалена Кожена, Сара Мингардо, Патрисия Пётибон.
Концерты коллектива проходят на самых престижных театрально-концертных площадках венецианском театре Ла Фениче, римском Парке музыки (Аудиториуме), амстердамском Консертгебау, парижском Театре Елисейских Полей, Франкфуртской Опере, нью-йоркском Линкольн-центре и др. Оркестр гастролировал во многих странах Европы, в Северной и Южной Америках, Японии, Корее. Британская Guardian писала о концерте коллектива в Альберт-холле: «Венецианский барочный оркестр играет как единый инструмент, с помощью которого музыка оживает и общается с нами. Складывалось впечатление, что «Времена года» звучат впервые».
Коллектив записывается на лейблах Sony Classical, Deutsche Grammophon, Naïve. Его компакт-диски неоднократно были удостоены престижных премий, среди которых французские Diapasond’Or, «Шок» журнала Monde de la Musique, немецкая Echo Award, голландская Edison Award, Премия Вивальди от итальянского Фонда Чини.
Об оркестре было снято несколько телефильмов для каналов RAI (Италия), BBC (Великобритания), ARTE (Германия-Франция), NTR (Нидерланды) и NHK (Япония).