Имя Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова для большинства ассоциируется не с его музыкой, а с музыкальным учебным заведением, которое носит его имя. Выпускник Питерской школы, он сыграл огромную роль в развитии консерватории Московской. Деятельность его, многогранная и плодотворная, охватила период в пятьдесят с лишним лет.
Музыкальному образованию и просвещению молодежи М.М.Ипполитов-Иванов отдал много сил. Недаром его имя носят музыкальные школы Гатчины, Тбилиси, Ростова-на-Дону, Костромы, Москвы. Музыкальное училище им. М.М Ипполитова-Иванова - ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М.Ипполитова-Иванова.
Творческое наследие М.М. Ипполитова-Иванова объемно. Его музыка хороша богатством мелодий, простотой и ясностью музыкального языка, искренностью и теплотой. Всемирной известностью пользуется его сюита «Кавказские эскизы», весьма популярны симфоническая поэма «Мцыри», «Юбилейный марш», циклы романсов на слова Р.Тагора, В.Соловьева, П.Верлена, японских поэтов; «Литургия Святого Иоанна Златоуста», арии из опер «Ася», «Оле из Норланда», «Измена»; квартеты и миниатюры для струнных инструментов, фантазия для балалайки с оркестром «На посиделках», детские хоры, «Пять русских песен» для голоса с фортепианным трио и другие сочинения.
Музыканты 30-х годов прошлого века называли Ипполитова-Иванова «последним из могикан блистательного периода созидания русской музыкальной культуры», «дедушкой русской музыки», «старостой советских музыкантов». Но чаще они называли Михаила Михайловича высоким, значительным словом «УЧИТЕЛЬ».
М.М. Ипполитов-Иванов учил видеть красоту, понимать ее, беречь. Он учил созидать и делать добро. Он учил верно служить идеалам большого искусства, был человеком верующим, в анкете указывал «православный».
Еще в молодости он писал: «Что может быть лучше музыки, которая одна может доставить столько необъяснимо хороших минут, за которые отдал бы всё» (из письма Ипполитова-Иванова В.М.Зарудной от 15.07.1881).