Александр Бородин является одним из значительных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм.
Его перу принадлежат более и 40 работ по химии. Нового в своей области он привнес столько, что хватит на несколько иных судеб: изобрел один из способов получения бромзамещенных жирных кислот, впервые в истории получил химическое соединение фтористый бензоил, одновременно с начальными тактами своей первой симфонии он первым разработал пути исследования уплотненных альдегидов, он нашел метод определения азота в органических соединениях и даже сконструировал азотометрический прибор.
За границей, куда он часто выезжал на международные научные конгрессы или по несколько лет работал, его хорошо знали. Там он сходится с И.М. Сеченовым и Д.И. Менделеевым. Его статьи расходятся в итальянских, немецких и французских научных журналах и периодике. И когда позднее он выезжает за границу уже как музыкант, уже как автор исполняемых перед почтенной европейской публикой симфонических произведений, его принимают за другого Бородина, никак не предполагая, что химик и композитор это он, Александр Порфирьевич и есть.
Он был творцом в химии и работал подмастерьем в музыке. То и другое было его стихией, они сливались в его душе, где происходила бурная реакция, выделявшая огромное количество энергии, остановить которую уже никто не мог.
О поразительном факте сочетания этих двух начал в натуре Бородина говорит, например, тот факт, что все его грандиозные начинания в области музыки почти всегда совпадали со временем, когда он предпринимал важные работы в области химии.
Он работал медленно, не спеша. Первую симфонию писал 5 лет, вторую - 7. "Князя Игоря" Бородин создавал 18 лет, но так и не закончил. Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов дописали его оперу, премьера которой 23 октября 1890 года с триумфом прошла в Петербургском Мариинском театре.
Библиотека персон: Александр Бородин