Выставка, посвящённая экспериментальному балету Дмитрия Шостаковича «Болт», пройдёт в лондонской галерее искусства и дизайна GRAD.
Она проводится совместно с Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. В экспозиции представят костюмы, эскизы декораций и фотографии начала 1930-х годов.
Премьера экспериментального балета состоялась в 1931 году в Ленинградском театре оперы и балета. Первое представление стало единственным: отклики критиков, оценивавших произведение c идеологической точки зрения, были резко негативными. Спектакль немедленно сняли с программы театра, все запланированные представления отменили, и в течение следующих 74 лет «Болт» не ставился.
Премьера версии балета Алексея Ратманского состоялась в феврале 2005 года в Большом театре.
Балет рассказывает о неудачной попытке главного героя пьяницы и дебошира Лёньки Гульбы отомстить за увольнение с завода, подговорив молодого Гошку подложить в станок болт и тем самым вывести завод из строя. В оригинальной версии использовались реальные машины, и музыка воспроизводила шум завода 1930-х годов, что создавало у зрителей ощущение гротеска, усиливавшееся за счёт необычных костюмов и декораций.
Автором дизайна костюмов была Татьяна Бруни. Историки искусства называют работы Бруни «высшей точкой послереволюционных российских экспериментов в сценическом дизайне». Но критикам, тяготевшим к соцреализму и выступающим против авангардистских экспериментов, костюмы не понравились, как и музыка Шостаковича, задумывавшаяся как «торжество пролетариата», в которой с народными мотивами переплетались элементы цирковой музыки, вальсов, маршей и танго. Критики усмотрели в балете сатирическое начало, и это предрешило судьбу произведения.
Выставка продлится до 28 февраля 2015 года.