29 и 30 октября на сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» в постановке Алена Маратра.
Тональность отношения к Россини в России очень точно определил Пушкин в «Евгении Онегине»: «Упоительный Россини, Европы баловень, Орфей», чья музыка «как поцелуи молодые, все в неге, в пламени любви, как зашипевшего аи струя и брызги золотые ». Эта тональность не меняется уже почти два столетия.
Пушкин познакомился с операми Россини в исполнении итальянской труппы в Одессе в 1923 году. Именно там в 1821 состоялась российская премьера оперы «Севильский цирюльник», которую вскоре, в начале 1822 года, увидел и Петербург в исполнении итальянской труппы, а в конце того же года опера была переведена на русский язык и поставлена на Императорской сцене Большого каменного театра на Театральной площади.
«Севильский цирюльник» самая популярная из опер Россини, хотя он создал их более сорока. Этот оперный шедевр по одноименной комедии Пьера-Огюстена Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Россини написал, будучи автором уже 16 опер в свои 24 года. За рекордно короткий срок в течение двух с небольшим недель, опера была готова к ежегодному карнавалу в Риме. Неудачная премьера 20 февраля 1816 года нисколько не повлияла на дальнейшую успешную сценическую судьбу.
В Мариинском театре опера «Севильский цирюльник» ставилась 7 раз в 1882, 1912, 1924, 1940, 1958, 1996 на основной сцене, в 2009 на сцене Концертного зала.
Новую сценическую версию шедевра Россини на сцене Мариинского театра представит режиссер Ален Маратра. Это четвертая работа французского режиссера в Мариинском театре после «Путешествия в Реймс», «Любви к трем апельсинам» и «Волшебной флейты». Все постановки Маратра отличаются истинно французским изяществом, легкостью, юмором и яркой театральностью.
Историю любви в сюжете комедии Бомарше режиссер Ален Маратра видит очень современной: «Бомарше жил во времена Французской Революции, Россини во времена, когда на французский трон вернулась династия Бурбонов, схожих периодов начала очень беспокойного века. На этом фоне разворачивается история любви человека, который готов за нее сразиться с политикой и социумом. Эта сюжетная линия очень современна: ведь в жизни мы постоянно сталкиваемся с людьми, которые сильнее нас, занимают более высокое общественное положение или более ответственную должность однако при возникновении сильного чувства даже эти препятствия можно преодолеть».
Над оперой работают: режиссер и художник-постановщик Ален Маратра, художник по костюмам Мирей Дессанжи, художник по куклам Клеман Стефан, головные уборы Грегория Ресио, художник по свету Паскаль Ноэль, концертмейстеры Наталия Зарипова, Екатерина Романова, Наталия Соболева, хормейстер Павел Теплов, режиссеры-ассистенты Сильвия Гатто, Анна Шишкина, ассистент художника-постановщика Алессандро Ланцилотти, ассистент художника по костюмам Сауле Халез, ассистент художника по куклам Альберто Фавретто, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, дирижер Заурбек Гугкаев, ответственный концертмейстер Лариса Гергиева.
Партии репетируют: Евгений Ахмедов, Илья Селиванов (Альмавива), Дмитрий Гарбовский, Виктор Коротич (Фигаро), Эвелина Агабалаева, Антонина Весенина (Розина), Николай Каменский, Михаил Колелишвили (Дон Базилио), Эдуард Цанга, Эдем Умеров (Бартоло), Андрей Максимов (Фиорелло), Павел Стасенко (Офицер), Ирма Джиголаты, Елена Соммер (Берта).