Уже совсем скоро на большие экраны выходит “аппетитная” картина Лассе Халльстрема «Пряности и страсти» (The Hundred-Foot Journey), в которой семья эмигрантов из Индии задает правила своей кухни во французской глубинке. В том, как же всё-таки лучше – «сыпать или посыпать», разбиралась Мария ЮРЧЕНКО…


Молодой повар Хассан Кадам (Маниш Дайал) вместе с отцом, братьями и сестрами покидает родной Мумбаи после того, как в результате поджога, они теряют свой бизнес – маленькое семейное кафе. В пожаре погибает горячо любимая мать Хассана, которая с детских лет учила его всему тому, что знала о еде и секретах приготовления пищи. После трагических событий отец семейства (Ом Пури) принимает решение попытать счастья в Лондоне, где семья долго не задерживается, потому как «помидоры там какие-то… без души». По крайне мере, именно так Хассан объясняет причину очередного переезда таможенному служащему на голландской границе. Усаживаясь в допотопный, но вместительный минивэн, Кадамы дрейфуют через Европу в поисках самых вкусных, свежих и ароматных продуктов, без которых немыслима индийская кухня.

Перед нами образцовое патриархальное семейство из Индии – они чтят традиции предков, а в семье видят главную опору в жизни. Но когда им приходится начинать всё с нуля, да еще и в чужой стране, появляются разногласия, потому что каждый лелеет в душе свои личные устремления и надежды. Непреклонный Папа готов тратить время и силы на то, чтобы найти идеальное место для возрождения семейного дела – для него это не просто источник дохода, а миссия, дань памяти безвременно ушедшей жене и своему народу. Старший сын Мансур устал скитаться – больше всего он хочет обрести для семьи крышу над головой и маломальскую уверенность в завтрашнем дне. Хассан мечтает стать шеф-поваром – его сердце открыто новым знаниям и постижению самых разных национальных культур. Однако кроме витиеватых, почти шаманических заветов матери («Готовя пищу, ты пробуждаешь не только аппетит, но и духов») и чемоданчика со специями, оставшегося ему в наследство, у него больше ничего нет.

В пылу очередного спора где-то между Бельгией и Швейцарией педаль тормоза доходяжного фургона предательски западет, и, едва избежав столкновения на крутом серпантине, Кадамы застревают на юге Франции. С горы им впервые открывается завораживающий вид на пасторальный городок Сент-Антонен, который в минуту отчаяния трогает только Папу. Юная француженка Маргарет (Шарлотта Ле Бон) помогает бедолагам пригнать машину в город, найти механика и угощает восхитительным ужином из томатов собственного урожая и сыров дядюшкиного хозяйства. Кадамы покорены местной едой, а Папа уже ищет предлог, чтобы здесь задержаться. Его он находит на следующий день во время прогулки – это обветшалый пустующий особняк на окраине городка. Старшие дети пытаются убедить отца, что идея провальная – во Франции не едят индийскую еду, а прямо через тридцать метров находится лучший ресторан на всю округу, отмеченный мишленовской звездой. Отец, время от времени контактирующий с духом погибшей матери, многозначительно заявляет, что «маме здесь нравится», и вот уже работа по восстановлению особняка идет полным ходом.

Папа намерен открыть здесь аутентичное индийское кафе. Он нисколько не сомневается в успехе, поскольку его сын «лучший индийский шеф в Европе». Хассан тем временем всерьез увлекается французской кухней и заводит тесную дружбу с Маргарет, которая рассказывает ему про четыре базовых французских соуса и загадочную мадам Малори, хозяйку того самого мишленовского ресторана, где Маргарет трудится су-шефом.

Мадам Малори (Хелен Миррен), быть может, и самая знаменитая особа в городе, но отнюдь не самая дружелюбная – как сама она о себе говорит, «меня трудно заподозрить в симпатии к кому бы то ни было». Она филигранно различает тончайшие оттенки вкуса и способна определить талантливого повара, попробовав лишь маленький кусочек приготовленного им омлета. И хотя она прекрасно понимает, что «Усадьба Мумбаи» не конкурент её «Плакучей иве», подобное соседство вызывает у неё тревогу и отвращение. Накануне открытия нового ресторана она заходит к постылым соседям с ядовитым визитом и выманивает у них карту с меню (дабы просто взглянуть). Какое же разочарование постигает Кадамов, когда на следующий день оказывается, что все необходимые им продукты выкуплены на рынке коварной мадам Малори. С трудом избежав фиаско в первый же день, «Усадьба Мумбаи» всё-таки открывается, но Папа не готов терпеть беспредел со стороны заносчивой мадам, и оба встают на тропу ожесточенной войны.

Чтобы привести героев к нешаблонному хэппи-энду, режиссеру Лассе Халльстрему придется их еще не раз столкнуть, примирить, разлучить и заставить сотрудничать, причем нередко вопреки. Фильм длится без малого два часа, а действие зачастую разворачивается в созерцательном ключе. Это, с одной стороны, прекрасно иллюстрирует неспешный ритм жизни обывателей уединенной провинции, а с другой – подчеркивает сосредоточенный и не терпящий суеты процесс поварского искусства. Картина изобилует пленительными видами живописной французской деревни, возбуждающими гастрономическими этюдами и пестрой музыкой – от национальных индийских ритмов до великолепного французского шансона в исполнении Шарля Азнавура и Мадлен Пейру. В эпизодах можно услышать легендарную «Марсельезу» и моцартовский Струнный квартет. В общем, «Пряности и страсти» – это кино, которое можно не только смотреть, но еще рассматривать, слушать, обонять и вкушать – словом, постигать всеми органами чувств.

И пусть мадам Малори – это школа, многовековые традиции, класс и вкус, но Хассан – это та божья искра, благодаря которой зажигаются звезды, в том числе и мишленовские. И для того, чтобы получить еще одну, о которой мадам мечтает последние тридцать лет, ей придется распробовать на вкус ядреный букет индийских специй.


Фильм выходит в прокат 11 сентября, а я по традиции предлагаю музыкальную композицию из картины, которая напомнит вам о всём лучшем, что мы знаем о Франции…

Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО

Вернуться к списку новостей