Уже совсем скоро на большие экраны выходит аппетитная картина Лассе Халльстрема «Пряности и страсти» (The Hundred-Foot Journey), в которой семья эмигрантов из Индии задает правила своей кухни во французской глубинке. В том, как же всё-таки лучше «сыпать или посыпать», разбиралась Мария ЮРЧЕНКО
Молодой повар Хассан Кадам (Маниш Дайал) вместе с отцом, братьями и сестрами покидает родной Мумбаи после того, как в результате поджога, они теряют свой бизнес маленькое семейное кафе. В пожаре погибает горячо любимая мать Хассана, которая с детских лет учила его всему тому, что знала о еде и секретах приготовления пищи. После трагических событий отец семейства (Ом Пури) принимает решение попытать счастья в Лондоне, где семья долго не задерживается, потому как «помидоры там какие-то без души». По крайне мере, именно так Хассан объясняет причину очередного переезда таможенному служащему на голландской границе. Усаживаясь в допотопный, но вместительный минивэн, Кадамы дрейфуют через Европу в поисках самых вкусных, свежих и ароматных продуктов, без которых немыслима индийская кухня.
Перед нами образцовое патриархальное семейство из Индии они чтят традиции предков, а в семье видят главную опору в жизни. Но когда им приходится начинать всё с нуля, да еще и в чужой стране, появляются разногласия, потому что каждый лелеет в душе свои личные устремления и надежды. Непреклонный Папа готов тратить время и силы на то, чтобы найти идеальное место для возрождения семейного дела для него это не просто источник дохода, а миссия, дань памяти безвременно ушедшей жене и своему народу. Старший сын Мансур устал скитаться больше всего он хочет обрести для семьи крышу над головой и маломальскую уверенность в завтрашнем дне. Хассан мечтает стать шеф-поваром его сердце открыто новым знаниям и постижению самых разных национальных культур. Однако кроме витиеватых, почти шаманических заветов матери («Готовя пищу, ты пробуждаешь не только аппетит, но и духов») и чемоданчика со специями, оставшегося ему в наследство, у него больше ничего нет.
В пылу очередного спора где-то между Бельгией и Швейцарией педаль тормоза доходяжного фургона предательски западет, и, едва избежав столкновения на крутом серпантине, Кадамы застревают на юге Франции. С горы им впервые открывается завораживающий вид на пасторальный городок Сент-Антонен, который в минуту отчаяния трогает только Папу. Юная француженка Маргарет (Шарлотта Ле Бон) помогает бедолагам пригнать машину в город, найти механика и угощает восхитительным ужином из томатов собственного урожая и сыров дядюшкиного хозяйства. Кадамы покорены местной едой, а Папа уже ищет предлог, чтобы здесь задержаться. Его он находит на следующий день во время прогулки это обветшалый пустующий особняк на окраине городка. Старшие дети пытаются убедить отца, что идея провальная во Франции не едят индийскую еду, а прямо через тридцать метров находится лучший ресторан на всю округу, отмеченный мишленовской звездой. Отец, время от времени контактирующий с духом погибшей матери, многозначительно заявляет, что «маме здесь нравится», и вот уже работа по восстановлению особняка идет полным ходом.
Папа намерен открыть здесь аутентичное индийское кафе. Он нисколько не сомневается в успехе, поскольку его сын «лучший индийский шеф в Европе». Хассан тем временем всерьез увлекается французской кухней и заводит тесную дружбу с Маргарет, которая рассказывает ему про четыре базовых французских соуса и загадочную мадам Малори, хозяйку того самого мишленовского ресторана, где Маргарет трудится су-шефом.
Мадам Малори (Хелен Миррен), быть может, и самая знаменитая особа в городе, но отнюдь не самая дружелюбная как сама она о себе говорит, «меня трудно заподозрить в симпатии к кому бы то ни было». Она филигранно различает тончайшие оттенки вкуса и способна определить талантливого повара, попробовав лишь маленький кусочек приготовленного им омлета. И хотя она прекрасно понимает, что «Усадьба Мумбаи» не конкурент её «Плакучей иве», подобное соседство вызывает у неё тревогу и отвращение. Накануне открытия нового ресторана она заходит к постылым соседям с ядовитым визитом и выманивает у них карту с меню (дабы просто взглянуть). Какое же разочарование постигает Кадамов, когда на следующий день оказывается, что все необходимые им продукты выкуплены на рынке коварной мадам Малори. С трудом избежав фиаско в первый же день, «Усадьба Мумбаи» всё-таки открывается, но Папа не готов терпеть беспредел со стороны заносчивой мадам, и оба встают на тропу ожесточенной войны.
Чтобы привести героев к нешаблонному хэппи-энду, режиссеру Лассе Халльстрему придется их еще не раз столкнуть, примирить, разлучить и заставить сотрудничать, причем нередко вопреки. Фильм длится без малого два часа, а действие зачастую разворачивается в созерцательном ключе. Это, с одной стороны, прекрасно иллюстрирует неспешный ритм жизни обывателей уединенной провинции, а с другой подчеркивает сосредоточенный и не терпящий суеты процесс поварского искусства. Картина изобилует пленительными видами живописной французской деревни, возбуждающими гастрономическими этюдами и пестрой музыкой от национальных индийских ритмов до великолепного французского шансона в исполнении Шарля Азнавура и Мадлен Пейру. В эпизодах можно услышать легендарную «Марсельезу» и моцартовский Струнный квартет. В общем, «Пряности и страсти» это кино, которое можно не только смотреть, но еще рассматривать, слушать, обонять и вкушать словом, постигать всеми органами чувств.
И пусть мадам Малори это школа, многовековые традиции, класс и вкус, но Хассан это та божья искра, благодаря которой зажигаются звезды, в том числе и мишленовские. И для того, чтобы получить еще одну, о которой мадам мечтает последние тридцать лет, ей придется распробовать на вкус ядреный букет индийских специй.
Фильм выходит в прокат 11 сентября, а я по традиции предлагаю музыкальную композицию из картины, которая напомнит вам о всём лучшем, что мы знаем о Франции
Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО