Концерт джаз-оркестра «Академик-бэнд» дал старт третьему сезону совместного проекта Сенаторского клуба Федерального собрания Российской Федерации и радио «Орфей» Российского государственного музыкального центра «Музыка в верхах». Вечер прошёл под управлением уникального музыканта – народного артиста России, заслуженного деятеля искусств, «мистера джаз России» Анатолия Кролла.
Место проведения концерта – знаменитый драматический театр «Сфера», что в парке Эрмитаж. Многие помнят эксперименты московских молодежных театров в 80-е годы прошлого века. Театр «Сфера», задуманный и созданный Екатериной Еланской, шёл в авангарде движения за стирание грани между сценой и зрительным залом. Уникальное театральное здание с круговым амфитеатром и центральной сценической площадкой внутри создают особую «сферу общения» зрителей: некая круговая и центробежная силы прорезают пространство. Этот образ особо резонировал с идеей проекта «Музыка в верхах»: сочетание импульсов – официального и музыкального. Нет ни малейших сомнений в том, что все присутствующие испытали на себе благотворное действие яркой джазовой импровизации под управлением истинного мастера.
Среди гостей вечера были сенаторы Анатолий Бондарук (Республика Башкортостан) и Валерий Шнякин (Нижегородская область), ректор Российской академии им. Гнесиных Галина Маяровская, известный поэт песенник Леонид Фадеев, дирижёр, композитор Владимир Михайлов, композитор Владимир Рубашевский, певица Мария Лукач, актёр театра и кино, художник Лев Прыгунов, композитор Александр Журбин, педагог, дирижёр, музыкант, принимавший участие в съёмках фильмов «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» Владимир Фёдоров.
Открывая первую встречу нового сезона, автор проекта «Музыка в верхах» Виктор Добросоцкий напомнил собравшимся, что 29 сентября – Всемирный день сердца. «…именно с открытым сердцем, – подчеркнул Виктор Иванович, – мы принимаем в зале театра «Сфера» членов и друзей клуба». Эта фраза прозвучала символично, потому как прямо напротив входа в театр в саду Эрмитаж установлена скульптурная композиция «Сердце». Но на этом символика вечера не закончилась. Виктор Добросоцкий добавил, что по календарю 29 сентября – праздник «Птичья костка». По народным поверьям, именно в этот день положено утром поймать фазана; по жиру в его косточке определяли, будет ли зима холодная. И хоть фазана в парке Эрмитаж видно не было, у входа в сад со стороны Успенского переулка стоит голубятня с надписью «Любовь и голуби»… Но это всё антураж, который волшебным образом добавлял искристые блёстки в основную тему вечера.
Принимал гостей Александр Коршунов, верный соратник Екатерины Еланской, работавший вместе с ней с момента основания, а сегодня - главный режиссёр театра «Сфера».
Александр Коршунов: Мы очень рады, что вы выбрали для открытия сезона театр «Сфера», театр, созданный Екатериной Ильиничной Еланской, народной артисткой России, замечательным режиссёром. Театр уникален – в нём нет разделения на сцену и зал. Зрители и актеры находятся в единой сфере человеческого общения, в этом его смысл, в этом его природа, в этом его архитектура.
Незабываемый вечер в компании джаз-оркестра «Академик-бэнд» под управлением Анатолия Кролла, без сомнения, стал настоящим подарком как гостям, так и хозяевам театра.
Концерт оказался неожиданным сочетанием старого доброго джаза и молодого состава исполнителей-оркестрантов. Сам мэтр, Анатолий Кролл, назвал вечер «Шедевры старого джаза, или Легендарный джаз на легендарных подмостках». Гости услышали знакомые джазовые мелодии, которые им близки с юности – не авангард, не альтернативный джаз, а настоящий «тот самый добрый джаз». Достаточно назвать такие мелодии, как «L.O.V.E. is for the way you» или «Unforgettable». А уж если касаться имён… Глен Миллер, Дюк Эллингтон, Джордж Гершвин…
Генеральный директор – художественный руководитель РГМЦ Ирина Герасимова: С моей точки зрения, самое главное – у нас был дух музыки! Вот этот дух на некоторых концертах совершенно не ощущается; на этом он присутствовал. Нас посетила Муза – музыкальная Муза. Это замечательное нематериальное существо: Музыка берёт тебя за руку и отводит в какие-то райские гущи, и там ты веселишься или грустишь – уж, как получится. Но ты не можешь отказать! Вот, берут тебя – и уводят. Это было на концерте!
Экскурс в старый джаз начали, конечно, с легендарного оркестра, который не может нас не волновать по сей день – звучала музыка оркестра Глена Миллера. Она переживёт ещё многие поколения и будет существовать столько же, сколько и сам джаз! Кстати сказать, в оркестре буквально любая тема могла стать основой для нового шедевра. Так когда-то в поле зрения Глена Миллера попала русская народная песня "Эх, ухнем!" и благодаря джазу она получила новое воплощение, сохранив и своё первозданное звучание. Гости вечера по достоинству оценили её исполнение молодыми джазменами.
Самый молодой джазовый оркестр России, оркестр Государственной академии имени Гнесиных, играл потрясающе, что было отмечено всеми. Практически каждый оркестрант – одаренный солист-импровизатор, обладающий виртуозной техникой и яркой индивидуальностью. Вообще в этот вечер джаз и молодые исполнители смотрелись невероятно гармонично. Ведь есть в джазе что-то, что однозначно его ассоциирует с юностью, задором и какой-то молодецкой удалью.
Композитор Александр Журбин: Было две вещи – это джаз и Кролл! А поскольку это практически одно и то же – потому что, когда мы говорим «Кролл», мы думаем «джаз», когда мы говорим «джаз», мы думаем «Кролл». Это уже настолько слилось в нашем сознании! Он великий музыкант. Сегодня он показал высокий класс… сегодня был замечательный вечер. И главный его смысл был в том, что джаз жив и никуда не делся.
Программа концерта была рассчитана на самый широкий круг слушателей. Чтобы оценить по достоинству эту музыку, не надо быть выпускником академии Гнесиных. Это «теплокровная музыка», которая проникает в человека независимо от уровня его образования, достаточно быть добрым человеком, и музыка доходит до твоего сердца – вспомним символику начала вечера!
Безусловное украшение оркестра – его вокалистка Юлиана Рогачева. Именно она стала лауреатом международного фестиваля в Монтрё в Швейцарии и получила награду из рук легендарного Куинси Джонса! Это признание уже само по себе говорит за себя. Да и все молодые исполнители показали уровень, несвойственный для их возраста – так говорят все. И Анатолий Кролл это подтверждает – удивительный уровень!
И ещё одно открытие: вокалистом вечера наряду с Юлианой Рогачёвой был Павел Иванов, первый трубач и директор оркестра. По выражению Анатолия Кролла, без этого исполнителя его фамилию следовало бы писать лишь с одной буковой «Л» – шутка маэстро, но, как известно, в каждой шутки есть доля шутки… остальное правда! Никто не ожидал от трубача такого проникновенного исполнения!
Художественный руководитель биг-бенда "Орфей" Игорь Кантюков: Вечер замечательно получился. Меня, конечно, удивила «поющая труба». Это здорово! Я знаю Павла Иванова как трубача, но впервые слышал, как он поёт! Причём с понятием и с хорошим вкусом. Кролла-то я знаю – уж сколько с ним работаю! Молодцы! Просто, каждый раз удивляюсь. Молодежь ведь только пришла, а они уже играют! Они заканчивают – и уходят, приходят новенькие. И вот так всё время – играющие дети, это впечатляет. Это в некотором смысле, фирменный стиль Кролла – «джазовый детский сад», в хорошем смысле этого слова. Но уровень абсолютно соответствующий. Это слышно – у них много желания. И эту самоотдачу слышно. Потому что взрослые люди так не умеют радоваться, как дети – искренне. Они могут чем-то не совсем владеть, но зато у них потрясающая энергетика – и это запоминается!
Но главное, саму суть данного вечера, коротко и ёмко сформулировал заместитель программного директора радио «Орфей» по трансляционно-концертной деятельности Роман Берченко. Он сказал: «маленькие дети гениально играют джаз».
Не забыта в этот вечер была и классика. Правда, также через призму джаза. Композиция Джузеппе Верди, адаптированная в оркестре Глена Миллера, мастерски была исполнена юными дарованиями.
Ирина Герасимова: Мне кажется, что концерт получился замечательный, потому что Анатолий Кролл, конечно же, великолепный продюсер и музыкант. Он сделал такой концерт, где зритель не устал, где зритель был способен оценить каждую вещь, где он соучаствовал – маэстро не преступил тех границ, когда зритель устаёт, хочет домой, торопится уйти – и именно поэтому всё получилось. Опытный музыкант, который ощущает зал, душа которого сливается с душами слушателей.
Радиоверия программы выходит на волнах радио Орфей по средам в 10.00.
Антон Кита
Радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра и Сенаторский клуб Федерального собрания РФ благодарят за помощь в организации вечера:
- постоянных партнёров и друзей холдинг WND, представляющий серию соусов «Астория».
- Московский драматический театр «Сфера» и главного режиссёра театра Александра Коршунова.