7, 9 и 11 октября в эфире нашей радиостанции в рамках «Концертных залов радио "Орфей"» прозвучат записи камерной музыки международного фестиваля "Осенние гармонии", который проходил во Франции ровно год назад. Трансляции приурочены к открывающемуся, пятому фестивалю "Осенние гармонии-2014".
В наше время существует немало необычных концертных площадок с храмовой, как принято говорить, акустикой, где камерная музыка чувствует себя особенно уютно. К примеру, старинная часовня швейцарской деревушки Саанен (ежегодно там проходят концерты зимнего Гштаадского фестиваля), знаменитое Палаццо Барберини в Риме, Кафедральный собор в Ставангеере, церковь в финском городке Кухмо и другие концертные залы, куда музыкальные маршруты проложены уже давно. Несколько лет назад ряд наиболее привлекательных для камерного музицирования мест пополнился ещё одним - часовней Благотворительного фонда Евгении Наполеон.
Историческое здание, почти в центре Парижа, связанное с именем последней императрицы Франции, супруги Наполеона III. Как рассказывают, в последние годы жизни Евгения Наполеон, сама, кстати, закончившая свои дни в нужде, сделала пожертвование - роскошное колье - на постройку школы-приюта для детей-сирот. Архитектурное сооружение, спроектированное в форме ожерелья в память о подарке императрицы, до сих пор выполняет назначенную ему роль. Только вот музыкальные вечера были для него редкостью. Теперь они стали более-менее регулярными: в Часовне, куда можно попасть через внутренний дворик, уже четвертый год проходит международный фестиваль камерной музыки "Осенние гармонии".
Придумала и воплотила его в жизнь наша соотечественница, пианистка Елена Филонова. Выпускница Московской консерватории, ученица Эмиля Гилельса и Евгения Малинина, она уже больше 20 лет живет и работает во Франции. Концертирует, преподает, дает мастер-классы.
Е.Филонова: "Сама идея фестиваля, можно сказать, витала в воздухе, ведь тогда был официальный год России во Франции и Франции в России. А вот концертная площадка для него была найдена не сразу.
Как всегда помог Его величество случай. Сколько раз я проезжала мимо Благотворительного фонда Евгении Наполеон, но мысль о нем в связи с фестивалем не возникала. И вот однажды я забрела в эту почти заброшенную Часовню. Красивые витражи, красивая алтарная часть, где как раз изображена Евгения Наполеон, дарящая настоятелям церкви ожерелье, но главное, на что я обратила внимание это изумительная акустика. Решение приняла сразу: именно здесь будет мой фестиваль."
В первый год (2010) фестиваль "Осенние гармонии" входил в список официальных мероприятий культурного обмена между Францией и Россией, что собственно и определило состав участников, характер программ
А соответствующий уровень ему задали такие музыканты, как виолончелисты Наталья Гутман и Ливия Станез, сопрано Ольга Дьячковская, пианисты Елена Филонова и Вера Цыбакова, скрипачи Аманда Фавье и Святослав Мороз, флейтистка Магали Монье и композитор Эрик Танги. Что касается уровня фестиваля, то он остается по-прежнему очень высоким. А идея дружественной связи двух стран - настолько всем понравилась, что её решили сохранить и сделать основной.
В 2013 году со стороны Франции в концертах приняли участие пианисты Ванесса Вагнер, Мари Жюд, Жан-Франсуа Эссер, певица Каролин Казадезюс (представительница славной музыкальной династии), органист Эрве Дезарбр, струнный квартет "Энеску", ряд исполнителей на духовых: Филипп Беро кларнет, Андре Казале валторна, Марк Тренель - фагот (в этот изумительный фестивальный ансамбль вошла и гобоистка из Македонии Гордана Недельковска). Российскую сторону представили музыканты из Москвы - органистка Евгения Кривицкая, ансамбль "Брамс-трио", а также выходцы из России, ныне живущие в Европе - альтист Андрей Гридчук (Германия) и пианистка Анастасия Волчок (Щвейцария).
Сама Елена Филонова, арт-директор фестиваля, так же выступает на фестивале, составляя ансамбль тому или иному исполнителю. И в каждом новом проекте, что весьма любопытно, наряду с уже знаменитыми профессиональными музыкантами принимают участие юные таланты. В четвертом фестивале в одном из концертов выступили 12-летняя скрипачка Одрэ Вуаза и 14-летняя пианистка Карин Нагано (дочь известного дирижёра).
В 2013 году со стороны Франции в концертах приняли участие пианисты Ванесса Вагнер, Мари Жюд, Жан-Франсуа Эссер, певица Каролин Казадезюс (представительница славной музыкальной династии), органист Эрве Дезарбр, струнный квартет "Энеску", ряд исполнителей на духовых: Филипп Беро кларнет, Андре Казале валторна, Марк Тренель - фагот (в этот изумительный фестивальный ансамбль вошла и гобоистка из Македонии Гордана Недельковска). Российскую сторону представили музыканты из Москвы - органистка Евгения Кривицкая, ансамбль "Брамс-трио", а также выходцы из России, ныне живущие в Европе - альтист Андрей Гридчук (Германия) и пианистка Анастасия Волчок (Щвейцария).
Сама Елена Филонова, арт-директор фестиваля, так же выступает на фестивале, составляя ансамбль тому или иному исполнителю. И в каждом новом проекте, что весьма любопытно, наряду с уже знаменитыми профессиональными музыкантами принимают участие юные таланты. В четвертом фестивале в одном из концертов выступили 12-летняя скрипачка Одрэ Вуаза и 14-летняя пианистка Карин Нагано (дочь известного дирижёра).
Фестивалей в наше время, в том числе камерной музыки, достаточно много, но все они, словно деревья в лесу, не похожи один на другой. Своё неповторимое лицо есть и у фестиваля "Осенние гармонии".
Оригинально уже само его начало. Четвертый год программу открывает детский концерт, который, как правило, задает тон всем последующим.
Дети самая благодарная публика. Они не оценивают и тем более не критикуют. Они просто верят в чудо и всегда ждут сказки. В этот раз ее рассказывал актер Франсуа Касто в сопровождении пианистки Мари Жюд. Исполнители преподнесли маленьким слушателям знаменитую в свое время, но сейчас почти забытую "Историю слоненка Бабара" Франсиса Пуленка.
Елена Филонова: "Я очень люблю такие концерты. К нам приходят дети от 3-х до 5 лет со своими мамами и папами. Слушают по-разному. Пуленк не простая для них музыка, и, понятно, все ерзали и создавали шум, который немного осложнял исполнение. Но один малыш - я сразу обратила на него внимание - весь концерт (а это более 30 минут!) сидел тихо, не шелохнувшись и не отвлекаясь. Внимательно слушал
Наверняка будущий музыкант! Вот, подумала я - тот маленький подарок, который оправдывает все наши усилия.
А вообще, дети это слушатели, которые придут в филармонические залы в будущем. Об этом надо думать уже сейчас, поскольку проблема публики, особенно в таком жанре, как камерная музыка, стоит очень остро. Сегодня это, пожалуй, проблема №1."
Действительно, привлечь внимание слушателей, особенно молодое поколение к академической камерной музыке вещь далеко не простая. И надо было обладать особой смелостью, чтобы организовать новый фестиваль в Париже, где ежедневно проходит масса всевозможных концертов. Но фестиваль не только организован, он живет своей жизнью и по-своему решает проблему публики.
Е.Филонова: "Мне очень хотелось дать классике какое-то новое, живое звучание. Это возможно, если есть альтернатива. А такой альтернативой может быть музыка наших современников, отражающая наш мир, рождающаяся сегодня. Я заметила, что молодое поколение особенно к ней восприимчиво. А рядом с такой музыкой знакомые нам сочинения прошлого обязательно зазвучат по-другому, или мы услышим их по-новому. С другой стороны, мы должны знать, ЧТО пишут сейчас композиторы, наши современники, хотя бы в той стране, в которой мы живем. Кто знает, может, в будущем эта музыка тоже станет классикой "
Так появился на фестивале, с первых дней его существования, "композитор-резидент", чьи произведения звучат в концертах. Идея сама по себе не нова, но воплощена опять же довольно любопытно. Благо, сам жанр камерной музыки открывает для этого необычайно широкие возможности, в частности, возможность предельно разнообразно высветить творчество современника. Музыка его, в диалоге с классикой, звучит практически в каждой программе, согласно тому или иному инструментальному составу (трио, квартет, квинтет, соло). В предыдущие годы композиторами-резидентами "Осенних гармоний" были Эрик Танги, Бруно Монтавани (итальянец, осевший в Париже) и композитор - пианист и органист Тьерри Эскеш, оставивший о себе наиболее яркие впечатления.
Композитором-резидентом фестиваля (2013) стал Паскаль Дюсапен, один из самых значимых сегодня в музыкальной Франции. Жаль только что, занятый в тот период постановкой своей новой оперы, он не смог присутствовать ни на одном из концертов (нонсенс фестиваля на четвертый год существования!) Да и произведения Дюсапена можно было услышать далеко не в каждой концерте, как это было раньше, с другими приглашенными авторами. Но все же: его пьесу для скрипки соло исполнил Николай Саченко, участник "Брамс-трио", Четыре фортепианных этюда Ванесса Вагнер, кстати, одна любимых его исполнительниц; он даже посвятил ей несколько своих опусов Импровизации для кларнета соло на тему Ромео и Джульетта (название уточню) - Филипп Беро, а Квартет №1 (соч. 1980-х г.г.) исполнил Квартет "Энеску". Ансамбль довольно почтенного возраста, далеко не новичок в исполнении современной музыки, тем не менее, с творчеством Дюсапена встретился впервые.
"Эта музыка некий тест на испытание умственных способностей нечто, апеллирующее к нашему интеллекту. «Всё сказано, но не обо всём подумано» - гласит известный афоризм. Но именно он отражает реальный подход к творчеству в современном мире. Процесс создания произведения, а в нашем случае, его исполнения обретает характер игры в едва уловимые смыслы. А вообще, если сказать в целом, эта музыка об интеллигентности " (Владимир Мендельсон, скрипач, участник квартета "Энеску").
Так или иначе, музыка Паскаля Дюсапена составила довольно серьезную альтернативу, в одном случае музыке Бетховена и Брамса, которую исполнил тот же квартет "Энеску", в другом музыке Равеля в исполнении Ванессы Вагнер, Моцарту, Шуману и Сен-Сансу в концерте для духовых инструментов, а также музыке Аренского и Дворжака, блестяще и свежо прозвучавшей в концерте "Брамс-трио". В то же время ансамбль из Москвы искренне порадовался еще одному заказу от фестиваля: благодаря ему он открыл для себя музыку малоизвестного французского композитора Фелисьена Давида.
Вообще, репертуарная сторона фестиваля уже который год поражает и восхищает своей неожиданностью и разнообразием. И здесь надо отдать должное арт-директору "Осенних гармоний": программа каждого концерта, а их в этот раз было уже 11 как штучный товар - безупречная по форме, тонкая, изысканная, составлена с необычайной изобретательностью, фантазией и истинно французским вкусом. А если учесть и мастерство исполнителей (уровень этого фестиваля - это признали и слушатели, и сами исполнители, оценивая друг друга - действительно высок), то каждый из концертов мог бы претендовать на шедевральность
Елена Филонова: "У меня, как правило, нет концертов из одного исполнителя. Я иду по пути предельного контраста и смешения. Мне хочется, чтобы каждый из музыкантов мог выступить и в ансамбле, и соло, продемонстрировав не только красоту и неповторимость тембра своего инструмента, но и выразительность написанной для него музыки, которая достойна внимания, но звучит очень редко".
Наиболее показательным в этом плане стал на четвертом фестивале концерт духовиков, где исполнители, начав с фортепианного квинтета Моцарта, а закончив квинтетом Бетховена, исполнили между ними по очереди, в ансамбле с Еленой Филоновой, довольно симпатичные сольные пьесы Сен-Санса, Шумана и Дюсапена. Столь же незабываемым по оригинальности остался и органный концерт. Идея программы, поделенной между двумя участниками, состояла в том, чтобы французский органист (Эрве Дезарбр) исполнил произведения русских композиторов (Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна в транскрипции для органа), а органистка из России (Евгения Кривицкая) представила музыку французских композиторов.
Евгения Кривицкая: "Это довольно любопытно, и в тоже время опасно, поскольку у каждой национальной школы есть определенные традиции исполнения. Но лично мне было необычайно интересно. Более того, я много лет занимаюсь историей французской органной музыки и, конечно, рада была возможности проверить свои знания и себя на практике. Ведь в исполнении важно, для меня во всяком случае, не только самовыражение, но еще и какое-то соответствие стилю. Судя по одобрительным отзывам слушателей, которые подходили ко мне после выступления, мне это удалось".
Органный концерт, кстати - единственный из всех, который проходил, как и в предыдущий год, не на основной площадке фестиваля, а в Соборе Нотр-Дам в Сан-Манде, что находится неподалеку (несколько остановок метро).
В Часовне Евгении Наполеон есть, однако, и свой орган, правда, небольшой, с другой стороны зала, напротив алтарной части. Сейчас он находится в ремонте. Но наступит время, когда пространство Часовни наполнится и звуками, можно сказать, родного инструмента, которые будут поражать воображение гостей фестиваля не меньше, чем звучание в этой удивительной акустической среде всех приглашенных «гостей». Ведь особенность и уникальность зала едва ли не главное, что делает фестиваль весьма привлекательным.
Каролин Казадезюс: "Я открыла этот зал для себя еще в прошлом году. И приглашение участвовать в фестивале этого года приняла уже с удовольствием. Чудесное место! Жаль только, что парижане пока еще мало его знают. Надо ли говорить, как важна для певца хорошая акустика! А здесь, в Часовне, она не просто хорошая, она восхитительная такая церковная, нежно вибрирующая. Во многом, благодаря дереву, а здесь практически все в дереве. Залов с такой акустикой в принципе не много. Она мне, как палитра для художника, дает возможность играть с голосом, бесконечно варьировать его тембр и динамику".
С бесконечно красочной палитрой можно сравнить и сам фестиваль. Не случайно выбрано время его проведения. Не случайно название. Ведь осень - по-своему уникальная пора, самая яркая и в то же время наиболее противоречивая, мощный аккорд жизни в преддверии продолжительной зимней паузы. И какой бы порывистой, мятущейся и переменчивой ни была в это время природа, все в ней стремится к гармонии. Таким видит Елена Филонова и свой фестиваль.
И еще один, последний штрих к картине . Джазовый концерт, завершающий каждый новый проект фестиваля. Но джаз в «Осенних гармониях» особенный, облагороженный, что, конечно, обусловлено выбором исполнителей. Четвертый фестиваль, к примеру, завершил дуэт братьев Энко: пианист Томас и трубач Давид. Сыновья Каролин Казадезюс, выросшие в атмосфере классической музыки, они не могли не впитать в себя ее дух. И ныне, все их эксперименты по направлению к джазу стоят на прочном фундаменте классики. Тем не менее, джаз, казалось бы чуждый академическому музицированию жанр, открывает двери для новой публики, а вместе с ней и дорогу в будущее. «Я желаю этому фестивалю всегда быть живым» - сказал как-то один из первых участников «Осенних гармоний», композитор Бруно Монтавани. И фестиваль этот действительно живой! Он все время в движении, и максимально открыт миру. Не только потому, что здесь, наряду с мастерами музыки мы видим и юных талантов, выступающих на сцене, и совсем маленьких детей, сидящих в зале (а дети самые живые на свете существа!), не только потому, что на его концертах нам гарантирована встреча с музыкой современников (музыкой, которую мы пока еще мало понимаем и зачастую склонны относить к будущему, однако будоражащую наше сознание), но еще и потому, что в его академические программы вклинивается и такое, казалось бы чуждое направление, как джаз, что открывает двери для новой публики, а вместе с ней и дорогу в будущее.
Наталья Рубинштейн: "У этого фестиваля очень красивая идея, и в нем есть абсолютно все, что чтобы он развивался и стал большим культурным событием, что совсем непросто в наше время, и в Париже, наверное, особенно. Изумительное место выступлений, со вкусом составленные программы, титульный автор - современный французский композитор
Все это довольно интересно, хотя и накладывает, не скрою, дополнительную ответственность
Играть новое сочинение нелегко. Но - только в этом я вижу развитие, движение вперед.
А вообще, если бы меня спросили, о чем этот фестиваль, я бы сказала: не только о музыке, а еще о дружбе и немного о Париже. Я благодарна ему за новые интересные для нас встречи (если бы не Андрей Гридчук, наверное, не было бы у нас такого шедевра, как квинтет Дворжака), за бесценные творческие импульсы, которые мы здесь получили и которые дали новый толчок, новое дыхание нашему ансамблю «Брамс-трио». Это важно для любого музыканта".
Впереди пятый, юбилейный фестиваль. И хочется думать, что к осени 2014 года под сводами Часовни Благотворительного фонда Евгении Наполеон соберется еще более блистательная команда. Соберется во имя торжества камерной музыки. А потребность в таком искусстве, откровенном, доверительном, в наш трудный век, на фоне фальшивой помпезности и надрывности, только возрастает.
Елена Панфилова
Е.Филонова: "Мне очень хотелось дать классике какое-то новое, живое звучание. Это возможно, если есть альтернатива. А такой альтернативой может быть музыка наших современников, отражающая наш мир, рождающаяся сегодня. Я заметила, что молодое поколение особенно к ней восприимчиво. А рядом с такой музыкой знакомые нам сочинения прошлого обязательно зазвучат по-другому, или мы услышим их по-новому. С другой стороны, мы должны знать, ЧТО пишут сейчас композиторы, наши современники, хотя бы в той стране, в которой мы живем. Кто знает, может, в будущем эта музыка тоже станет классикой "
Так появился на фестивале, с первых дней его существования, "композитор-резидент", чьи произведения звучат в концертах. Идея сама по себе не нова, но воплощена опять же довольно любопытно. Благо, сам жанр камерной музыки открывает для этого необычайно широкие возможности, в частности, возможность предельно разнообразно высветить творчество современника. Музыка его, в диалоге с классикой, звучит практически в каждой программе, согласно тому или иному инструментальному составу (трио, квартет, квинтет, соло). В предыдущие годы композиторами-резидентами "Осенних гармоний" были Эрик Танги, Бруно Монтавани (итальянец, осевший в Париже) и композитор - пианист и органист Тьерри Эскеш, оставивший о себе наиболее яркие впечатления.
Композитором-резидентом фестиваля (2013) стал Паскаль Дюсапен, один из самых значимых сегодня в музыкальной Франции. Жаль только что, занятый в тот период постановкой своей новой оперы, он не смог присутствовать ни на одном из концертов (нонсенс фестиваля на четвертый год существования!) Да и произведения Дюсапена можно было услышать далеко не в каждой концерте, как это было раньше, с другими приглашенными авторами. Но все же: его пьесу для скрипки соло исполнил Николай Саченко, участник "Брамс-трио", Четыре фортепианных этюда Ванесса Вагнер, кстати, одна любимых его исполнительниц; он даже посвятил ей несколько своих опусов Импровизации для кларнета соло на тему Ромео и Джульетта (название уточню) - Филипп Беро, а Квартет №1 (соч. 1980-х г.г.) исполнил Квартет "Энеску". Ансамбль довольно почтенного возраста, далеко не новичок в исполнении современной музыки, тем не менее, с творчеством Дюсапена встретился впервые.
"Эта музыка некий тест на испытание умственных способностей нечто, апеллирующее к нашему интеллекту. «Всё сказано, но не обо всём подумано» - гласит известный афоризм. Но именно он отражает реальный подход к творчеству в современном мире. Процесс создания произведения, а в нашем случае, его исполнения обретает характер игры в едва уловимые смыслы. А вообще, если сказать в целом, эта музыка об интеллигентности " (Владимир Мендельсон, скрипач, участник квартета "Энеску").
Вообще, репертуарная сторона фестиваля уже который год поражает и восхищает своей неожиданностью и разнообразием. И здесь надо отдать должное арт-директору "Осенних гармоний": программа каждого концерта, а их в этот раз было уже 11 как штучный товар - безупречная по форме, тонкая, изысканная, составлена с необычайной изобретательностью, фантазией и истинно французским вкусом. А если учесть и мастерство исполнителей (уровень этого фестиваля - это признали и слушатели, и сами исполнители, оценивая друг друга - действительно высок), то каждый из концертов мог бы претендовать на шедевральность
Елена Филонова: "У меня, как правило, нет концертов из одного исполнителя. Я иду по пути предельного контраста и смешения. Мне хочется, чтобы каждый из музыкантов мог выступить и в ансамбле, и соло, продемонстрировав не только красоту и неповторимость тембра своего инструмента, но и выразительность написанной для него музыки, которая достойна внимания, но звучит очень редко".
Наиболее показательным в этом плане стал на четвертом фестивале концерт духовиков, где исполнители, начав с фортепианного квинтета Моцарта, а закончив квинтетом Бетховена, исполнили между ними по очереди, в ансамбле с Еленой Филоновой, довольно симпатичные сольные пьесы Сен-Санса, Шумана и Дюсапена. Столь же незабываемым по оригинальности остался и органный концерт. Идея программы, поделенной между двумя участниками, состояла в том, чтобы французский органист (Эрве Дезарбр) исполнил произведения русских композиторов (Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна в транскрипции для органа), а органистка из России (Евгения Кривицкая) представила музыку французских композиторов.
Евгения Кривицкая: "Это довольно любопытно, и в тоже время опасно, поскольку у каждой национальной школы есть определенные традиции исполнения. Но лично мне было необычайно интересно. Более того, я много лет занимаюсь историей французской органной музыки и, конечно, рада была возможности проверить свои знания и себя на практике. Ведь в исполнении важно, для меня во всяком случае, не только самовыражение, но еще и какое-то соответствие стилю. Судя по одобрительным отзывам слушателей, которые подходили ко мне после выступления, мне это удалось".
Каролин Казадезюс: "Я открыла этот зал для себя еще в прошлом году. И приглашение участвовать в фестивале этого года приняла уже с удовольствием. Чудесное место! Жаль только, что парижане пока еще мало его знают. Надо ли говорить, как важна для певца хорошая акустика! А здесь, в Часовне, она не просто хорошая, она восхитительная такая церковная, нежно вибрирующая. Во многом, благодаря дереву, а здесь практически все в дереве. Залов с такой акустикой в принципе не много. Она мне, как палитра для художника, дает возможность играть с голосом, бесконечно варьировать его тембр и динамику".
С бесконечно красочной палитрой можно сравнить и сам фестиваль. Не случайно выбрано время его проведения. Не случайно название. Ведь осень - по-своему уникальная пора, самая яркая и в то же время наиболее противоречивая, мощный аккорд жизни в преддверии продолжительной зимней паузы. И какой бы порывистой, мятущейся и переменчивой ни была в это время природа, все в ней стремится к гармонии. Таким видит Елена Филонова и свой фестиваль.
И еще один, последний штрих к картине . Джазовый концерт, завершающий каждый новый проект фестиваля. Но джаз в «Осенних гармониях» особенный, облагороженный, что, конечно, обусловлено выбором исполнителей. Четвертый фестиваль, к примеру, завершил дуэт братьев Энко: пианист Томас и трубач Давид. Сыновья Каролин Казадезюс, выросшие в атмосфере классической музыки, они не могли не впитать в себя ее дух. И ныне, все их эксперименты по направлению к джазу стоят на прочном фундаменте классики. Тем не менее, джаз, казалось бы чуждый академическому музицированию жанр, открывает двери для новой публики, а вместе с ней и дорогу в будущее. «Я желаю этому фестивалю всегда быть живым» - сказал как-то один из первых участников «Осенних гармоний», композитор Бруно Монтавани. И фестиваль этот действительно живой! Он все время в движении, и максимально открыт миру. Не только потому, что здесь, наряду с мастерами музыки мы видим и юных талантов, выступающих на сцене, и совсем маленьких детей, сидящих в зале (а дети самые живые на свете существа!), не только потому, что на его концертах нам гарантирована встреча с музыкой современников (музыкой, которую мы пока еще мало понимаем и зачастую склонны относить к будущему, однако будоражащую наше сознание), но еще и потому, что в его академические программы вклинивается и такое, казалось бы чуждое направление, как джаз, что открывает двери для новой публики, а вместе с ней и дорогу в будущее.
Смешение жанров, стилей, времен, поколений, бесконечное варьирование инструментальных составов, познание камерной музыки в ее бесконечном разнообразии плюс чисто французская изысканность и вкус, заметные и в качестве программ, и в выборе участников вот то, что выделяет «Осенние гармонии» на фоне многих других музыкальных форумов и создает прочный фундамент для перспективы.
Елена Панфилова
фото с сайта harmoniesdautomne.com