Итальянский дирижер Риккардо Мути заявил, что отказывается работать над двумя операми, которые включены в афишу нового сезона Римской оперы «Аидой» Дж. Верди и «Женитьбой Фигаро» В.А. Моцарта. Премьера первого спектакля должна состояться 27 ноября, второго весной 2015 года.
73-летний маэстро в своем заявлении в адрес администрации театра пишет, что создалась невыносимая обстановка, которая не позволяет спокойно и творчески работать, что ставит под угрозу срыва спектакли. Причиной такого "горького и непростого решения" стали внутренние проблемы коллектива - постоянные забастовки и противостояние с профсоюзами. «Там нет условий, чтобы обеспечить мне спокойствие, необходимое для успешной работы», прокомментировал Мути в интервью итальянским СМИ.
В только что завершившемся летнем сезоне на открытой сцене в Термах Каракаллы артисты римского оперного театра сорвали премьеру оперы "Богема" Джакомо Пуччини. В результате очередной забастовки оркестр отказался аккомпанировать певцам, и в качестве альтернативы зрителям было предложено только фортепианное музыкальное сопровождение.
Артисты и музыканты главного столичного театра не первый раз прибегают к такой радикальной форме протеста против сокращения финансирования и экономических проблем. В январе была уже сорвана одна премьера, под угрозой находилось и открытие сезона, когда дирижировал сам Риккардо Мути. К слову, именно он когда-то вышел в одиночку на сцену миланского "Ла Скала", после того как оркестр объявил забастовку, и отыграл весь клавир оперы на фортепиано.
Римская опера не первый год находится в сложном экономическом положении: на фоне сокращений государственного финансирования культуры в бюджете театра обнаружились многомиллионные долги. Два года назад было полностью обновлено художественное руководство, и за три года сменились два администратора. Все эти сложности привели к численному сокращению персонала, как творческого, так и технического. Так, в оркестре осталась только одна первая скрипка.
После первого землетрясения в театре шесть лет назад, когда на пенсию были отправлены руководители художественной части, включая приму-балерину Карлу Фраччи, возглавлявшую балетную труппу, предыдущий мэр Рима Джанни Алеманно пригласил Мути на пост художественного руководителя. Но дирижер отказался, а вскоре возглавил Чикагский симфонический оркестр. Однако на римской сцене он регулярно дирижировал по две оперы в год и позволил называть себя почетным художественным директором, что поддерживало определенный престиж площадки.
Поясняя причины приостановки сотрудничества со столичным театром, Мути также указал, что все свое время в Италии намерен посвятить основанному им молодежному оркестру.
Нынешний мэр Рима Иньяцио Марини, возглавляющий по должности попечительский совет столичного оперного театра, в связи с самоотводом Мути высказал свое глубокое сожаление и надежду на то, что этот поступок заставит задуматься всех, кому дороги судьбы знаменитого театра. Свое понимание мотивов решения дирижера выразил и министр культуры Италии Франческини.
В театре надеются, что Мути еще может передумать и, по крайней мере, вернуться к "Женитьбе Фигаро", премьера которой была намечена на май будущего года.