Лучшие спектакли театров Англии, Канады, нью-йоркской Метрополитен-оперы и Большого театра продолжают идти в кинотеатрах России, Украины и Казахстана: Летний театральный фестиваль, проводимый компанией CoolConnections, в самом разгаре. Заключительным номером программы «Большой балет в кино» будет балет «Утраченные иллюзии», созданный по заказу Большого театра. Показ пройдет 16 сентября.
«Утраченные иллюзии» эксклюзивный балет Большого. Музыку по заказу театра написал известный петербургский композитор Леонид Десятников, постановку осуществил бывший художественный руководитель балетной труппы Большого и один из самых востребованных хореографов в мире Алексей Ратманский. А вот либретто досталось им практически в готовом виде. Его много лет назад для спектакля, премьера которого состоялась в театре имени Кирова (ныне Мариинский) в 1936 г., написал замечательный театральный художник Владимир Дмитриев, сумевший подготовить настоящую почву для танцев, превратив главного героя журналиста Люсьена в балетного композитора и сделав героинь драматических актрис балеринами Парижской оперы.
Не забыв прописать тлетворного влияния среды на неустойчивого героя, отметив, что он скатился в своем творчестве до «банальности и формализма», Дмитриев, тем не менее, хотел предпринять замечательный эксперимент, внедрив в хореографическую ткань спектакля два маленьких стилизованных романтических балета (на музыку Люсьена и в постановке «Парижской оперы»), которые, в сущности, могли бы отразить квинтэссенцию искусства и накал борьбы двух великих балерин-соперниц XIX столетия Марии Тальони и Фанни Эльслер.
Алексей Ратманский наткнулся на дмитриевские «Утраченные иллюзии», просматривая сборник «Сто балетных либретто», и сразу же отметил, насколько драматургически хорошо они сделаны и привлекательны лично для него. (Хорошее либретто вещь штучная и является на редкость удачной находкой для постановщика). Либретто Дмитриева потом высоко оценили и консультант по режиссуре балета Гийом Гальен, актер и режиссер прославленного французского театра Комеди Франсез, и художник-постановщик известный театральный художник Жером Каплан. (Хотя налет советской идеологической выдержанности с этого текста, конечно же, пришлось смахнуть).
В результате, получился яркий спектакль из французской жизни первой половины XIX столетия, одним из главных персонажей которого является собирательное действующее лицо в виде Балета Парижской оперы. Спектакль в исполнении этой «труппы» романтическую «Сильфиду» зрителям «Утраченных иллюзий» (то есть настоящим, реальным зрителям, сидящим в зале кино- или просто театра) Алексей Ратманский дает возможность увидеть из-за кулис, где смотрят балеты лишь истовые, прорывающиеся туда балетоманы и штатные работники театра.