Открытием сезона Пермского театра оперы и балета 19 августа станет вечер «Век танца: Стравинский – Баланчин», включающий три одноактных балета: «Аполлон Мусагет», «Рубины» и «Симфония в трех движениях» (российская премьера).
Балет «Рубины» поставлен в 1967 году, в данной сценической версии представлен в Перми в 2014-м. Знаменитые «Рубины» — одна из трех частей спектакля «Драгоценности», который украшает сегодня репертуары ведущих театров мира. Мысль о создании вечера-триптиха, в котором танцовщики олицетворяли бы собой драгоценные камни, родилась у Джорджа Баланчина во время посещения нью-йоркского ювелирного дома Клода Аспельса. Его увлекла идея воплотить в хореографии чувства и эмоции, которые люди испытывают при виде изумрудов, рубинов и бриллиантов. Для рубинов, обладающих, согласно легендам, неимоверной силой притяжения и очарования, Баланчин выбрал Каприччио для фортепиано с оркестром (1929) Игоря Стравинского. Фортепианный концерт, написанный как фантазия, в которой чередующиеся разнохарактерные музыкальные эпизоды создают ощущение капризности, как нельзя лучше подходил для танца о драгоценном символе страсти — страсти к жизни, власти, любви.
Известно, что Стравинский не любил, когда хореографы ставили на его «небалетную» музыку. Но, работая с Джорджем Баланчиным, он нередко отступал от своих принципов: тот очень точно «видел» его музыку. «Симфония в трех движениях» — тот редкий случай, когда композитор дал подробное толкование своему концертному сочинению: оно было написано в 1945-м и «каждый эпизод симфонии связан в воображении с конкретным впечатлением о [Второй мировой] войне, очень часто исходящем от кинематографа», в частности, документальной хроники.
С партитурой Симфонии Баланчин познакомился еще в 1946-м, когда гостил на вилле Стравинского в Голливуде, однако долго не решался ею воспользоваться. Решение пришло уже в связи со скорбным событием — кончиной композитора. Премьера балета состоялась в 1972 году, в Нью-Йорке, на фестивале, посвященном памяти Стравинского.
Идея создания аллегорического балета «Аполлон Мусагет» на сюжет греческого мифа принадлежит Игорю Стравинскому, выступившему как автор музыки и либретто. По сюжету, рожденный из скалы покровитель искусств Аполлон Мусагет посвящает Полигимнию, Каллиопу и Терпсихору в музы мимики, поэзии и танца и восходит вместе с ними на Парнас. Работая над музыкой, композитор уже предполагал увидеть визуальное воплощение своей мечты в исполнении труппы Ballets Russes Сергея Дягилева. Его вниманием тогда завладел 23-летний хореограф Джордж Баланчин, поразивший маэстро своей изобретательностью и музыкальностью. Сам Баланчин впоследствии признавался, что «Аполлон Мусагет» был его удачей и любимым детищем. Эта постановка стала для величайшего хореографа ХХ века моментом обретения себя, а также положила начало его многолетнему творческому сотрудничеству с Игорем Стравинским.
Балеты поставлены в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа.