Концерт, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны, готовит Московская филармония. Он состоится в начале нового сезона 7 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
В программе: И. С. Бах, «Dona nobis pasen» из Мессы си минор; А. Кастальский, «Братское поминовение» (Русский реквием памяти жертв Первой мировой войны) для солистов, хора и органа; Мауэрсбергер, Мотет для хора «Wie liegt die Stadt so wust» на текст библейского «Плача Иеремии», Дрезденский реквием для солистов, трех хоров, инструментального ансамбля и органа.
Исполнители: хор Кёльнского Союза музыкантов «Фигуральхор Кёльн»; Хор Домского собора Граца; Московский мужской камерный хор «Кастальский», а также Любовь Шишханова (орган), Мартина Майлендер (орган, Германия), Владимир Дегтярев (колокола).
«Братское поминовение» самое крупное произведение Александра Кастальского (18561926). Оно было написано в начале Первой мировой войны и является единственным в мире музыкальным памятником, посвященным ее жертвам. Сочинение мыслилось композитором как поминовение у братских могил.
Первоначально писалось на латинском и церковно-славянском языках, затем, в 1915 г., был добавлен английский текст. В том же году композитор заменил церковные тексты близкими к ним вольными поэтическими обработками; были использованы стихи А.Толстого, В.Бажанова, священника М.Слободского, тексты самого А.Кастальского.
К 1917 г. реквием больше был похож уже на ораторию с элементами сценического действа, героями которой были кардинал, отроки в белых одеяниях, английская, румынская и итальянская сестры милосердия, греческий священник, группа русских крестьянок, черногорцев и сербов, американцы, индусские воины и жрецы, японская религиозная процессия, хор.
Как элемент декорации на сцене должен был присутствовать храм, из которого выходил кардинал и доносились песнопения. Ни одна из идей театрализации не осуществилась. «Братское поминовение» исполняется чрезвычайно редко.