9 июня в зале Московской филармонии в рамках цикла просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» состоялась встреча с В.Юровским, в которой принимал участие Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (руководитель коллектива - народный артист России Лев Конторович).
По словам дирижёра, фигура Прометея никогда не оставляла людей равнодушными. Проследить, как менялся взгляд на миф о Прометее в разные времена, и на создание каких художественных произведений вдохновлял этот образ знаменитых композиторов и драматургов, и есть главная идея летнего концертного цикла.
Музыкальная драма Габриэля Форе «Прометей» была написана в 1900 году для открытия нового сезона в Театре Безье на юге Франции. Огромный античный амфитеатр, построенный прямо посреди величественных Пиренейских гор, как нельзя лучше подходил для воплощения истории об античном герое Прометее, спустившемся с Олимпа и даровавшем людям огонь. Масштабность природных «декораций» и величие мифа вдохновили композитора на создание поистине грандиозной партитуры: в ее исполнении приняли участие более 800 музыкантов. При подготовке премьеры не обошлось без мистики: во время генеральной репетиции началась страшная гроза, а одна из молний ударила прямо в то место, где по идее спектакля Прометей должен был разжечь огонь. Однако на следующий день выдалась прекрасная погода, и премьера «Прометея», на которой присутствовали 10 тысяч зрителей, прошла с ошеломляющим успехом.
Наряду с образом Прометея программа абонемента повествует и о других персонажах, задействованных в знаменитом мифе. Одним из них является Пандора женщина, сотворенная Зевсом в наказание людям, ставшая женой брата Прометея Эпиметея. Открыв подаренный Зевсом заветный ларец, Пандора выпустила в мир все запертые там беды и несчастья, оставив на дне только надежду.
В 1935 году, в последний год своей жизни, Берг составил из музыки незавершенной оперы сюиту для сопрано и симфонического оркестра.
Симфоническая поэма «Океаниды» одно из самых поэтичных сочинений Сибелиуса, отличающееся красотой и изысканностью оркестровой палитры. По своему настрою оно удивительно близко музыке французских импрессионистов Дебюсси и Равеля. Это единственная симфоническая поэма Сибелиуса, где он обращается не к финскому эпосу, а к древнегреческой мифологии. Океаниды дочери Океана и Тефиды нимфы, обитательницы морских вод, стали сочувствующими слушательницами рассказа Прометея, прикованного к скале.
Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» соч. 27, созданный Танеевым в 1909 году, признанная вершина русской хоровой музыки. Творческим импульсом для создания цикла явились стихотворения известного русского поэта- лирика Якова Петровича Полонского (18291898). В хоре «Прометей», сконцентрирована едва ли не главная особенность всего цикла использование мощных средств имитационной полифонии. Тройная пятиголосная фуга с совместной экспозицией пример непревзойденной полифонической техники Танеева, которая требует такого же высокого мастерства от исполнителей.
Александр Скрябин композитор эпохи символизма. Его увлекают мистические настроения своего времени, концепции Елены Блаватской, идея синтеза искусств. Для Скрябина образ мифического титана абстрактен: композитор уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к древнегреческому мифу, это символ огня, символ активного начала и творческого принципа. Скрябин выходит за пределы мифа с его героями, за пределы жанра симфонической поэмы и даже за пределы музыки, написав для своего «Прометея» световую партитуру.