В гостях у Йосси Тавора в студии радио «Орфей» побывали генеральный директор и художественный руководитель РГМЦ Ирина Герасимова и музыкальный критик Александр Матусевич, которые рассказали о своей поездке по историческим местам Израиля и постановке оперы «Травиата» у подножия легендарной Масады в рамках оперного фестиваля на Мертвом море…
Фестиваль оперы у подножия крепости Масада, который проводится уже в четвертый раз — пожалуй, одна из самых красивых традиций современного Израиля: «Набукко» в 2010-м, «Аида» в 2011-м, «Кармен» – в 2012-м и, наконец, «Травиата» Верди – в июне 2014 года.
Йосси Тавор: Итак, вы поехали туда и не знали, что вы увидите. Ирина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, что же вы увидели в пустыне?
Ирина Герасимова: Честно говоря, для меня вообще это была первая поездка в Израиль, что, конечно, создавало определенный настрой. Потому что мне понравилось абсолютно всё – и страна, и то, что эта страна удивила меня невероятно! Должна сказать, что я её представляла совершенно другой. Самое главное – что и мы, и вся наша группа журналистов (а их было шестеро – из разных средств массовой информации) все единогласно сошлись на одном – что там история ожила совершенно другим слоем. То есть, если мы, европейцы, больше знаем слой с первого века нашей эры, а всё остальное для нас звучит достаточно теоретически, то там ты вдруг осознаешь что стоишь на тех местах, где жил царь Ирод, царь Давид, библейские пророки… Например, мы были в пещере пророка Ильи – представить себе это совершенно невозможно! И, конечно, всё это определенным образом “вышибало” нас из рабочего состояния, потому что мы весьма активно отвлекались на всякие исторические экскурсы, чему очень способствовал наш замечательный гид, который нам рассказывал очень много и, может быть, даже больше, чем изначально предполагалось в программе. Наша любознательность зашкаливала...
Александр Матусевич: Нам действительно повезло – нас очень хорошо сопровождали; мы получили массу информации и массу впечатлений!..
- И тем не менее Александр, я вам всё-таки предназначил несколько другую роль в нашем разговоре, поэтому давайте перейдем к «Травиате».
Итак, «Травиата» – опера, которую все мы знаем и любим. Совсем недавно в Москве состоялась премьера постановки Франчески Замбелло и Юлии Певзнер. Казалось бы, домашняя опера – всё происходит либо в селе, либо в зале; и вдруг – пустыня! Как это сочеталось с такой оперой, как «Травиата»? Правда, режиссер мне однажды сказал, что и здесь одиночество, и там одиночество – человеческая пустыня сочетается с естественной пустыней. Но это звучит как-то слишком философски. А как это было на самом деле?
Александр Матусевич: Это было любопытно. Потому что действительно был выбран необычный антураж, совершенно нехарактерный для этого классического произведения. Польский режиссер, который занимался постановкой, попытался придать всему действу новое звучание, и интерпретировать пустыню во внутреннем мире Виолетты – её разочарование, разбитые мечты и надежды. И Париж показан здесь шумным многолюдным весёлым городом (опера идёт без купюр, и все массовые сцены здесь присутствуют), который оборачивается для Виолетты таким пустынным местом.
- Я знаю, что речь еще шла об апокалиптичности?..
Александр Матусевич: Скорее о внутренних душевных устремлениях главной героини, что на самом деле подмечено очень верно.
- А что скажете по поводу музыкальной части? Дирижер – Даниэль Орен, который зажигает всегда и всех тянет на себя, между прочим; который поет арии вместе с певцами и хором?..
Александр Матусевич: Совершенно верно, соглашусь с этим полностью. Наверное, самое сильное впечатление от музыкальной стороны постановки – это оркестр, маэстро Орен, его интерпретация; то, как он ведет вокалистов, то, как он им помогает и опекает их. В первую очередь именно он вдохнул жизнь в эту постановку. Да, конечно – режиссер, концепция, художественное оформление и прочее, но без такого человека, как Орен, это выглядело бы совершенно иначе. Я имел опыт слышать «Травитау» под его руководством в 2007 году в Париже. Тогда это произвело на меня огромное впечатление, и сейчас, в Масаде, не меньше!..
Полностью беседу Йосси Тавора с Ириной Герасимовой и Александром Матусевичем о постановке «Травиаты» в Масаде, слушайте в прикрепленном аудиофайле.