«Оффенбах был как ни громко это звучит одним из одареннейших композиторов XIX века», писал И. Соллертинский. «Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор...»
Он создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества оперетта. Среди оперетт Оффенбаха по своей значимости выделяются «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и др. Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличая цинизм и разврат общества, «лихорадочно пляшущего на вулкане», в момент неудержимо стремительного движения к Седанской катастрофе.
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Оффенбах написал свыше 100 оперетт и музыкальных интермедий. Почти во всех сочинениях Оффенбах изображал своих современников, едко высмеивая развращенные нравы буржуазии, продажность, тщеславие высшего общества Второй империи, не щадя ни власть имущих, ни духовенство, ни полицию. Острая пародия, злая сатира, принимавшая порой ярко выраженную политическую окраску, пришлась по душе парижской публике. Успеху его лучших произведений немало содействовало и содружество с такими талантливыми либреттистами, как А. Мельяк и Л. Галеви (впоследствии авторами либретто "Кармен"), хорошо знавшими вкусы парижской публики, создавшими для Оффенбаха много отличных текстов, отмеченных тонким юмором и хорошим вкусом.