4 июня 1903 года в Санкт-Петербурге родился дирижер Евгений Александрович Мравинский.

Он был одним из крупнейших современных мастеров дирижёрского искусства. Мравинский был дирижером авторитарного и в то же время несколько академического типа, стремившимся к максимально полной проработке интерпретации, вплоть до мельчайших деталей. Его манере были присущи скупой жест, жесткая воля, сдержанность эмоций, прекрасное чувство формы, и в то же время она воплощала духовную сосредоточенность мастера. И, тем не менее, он безусловно был Художником, по праву причисляемым к наиболее крупным музыкантам ХХ века.

Глубокое проникновение в авторский замысел, убедительная логика и стройность исполнительского плана, масштабность мышления, художественный интеллект сочетаются в его трактовках с эмоциональной взволнованностью, темпераментом, филигранной отточенностью деталей. Эти качества нашли яркое воплощение в истолковании Мравинским произведений советской музыки, пропагандистом которой он являлся на всём протяжении творческого пути. Под управлением Мравинского впервые прозвучали 6-я симфония Прокофьева (1947), 5-я (1937), 6-я (1939), 8-я (1943), 9-я (1945), 10-я (1953) симфонии и оратория «Песнь о лесах» (1949) Шостаковича, Симфония-поэма Хачатуряна (1947), а также многие произведения ленинградских композиторов.

Под управлением Мравинского - выдающегося педагога оркестра, воспитавшего у артистов искусство ансамбля, спаянность, вкус, монолитный стиль, единство манеры оркестровой игры и, в особенности, уравновешенность звучания и высокую культуру звука, оркестр Ленинградской филармонии достиг репутации одного из лучших симфонических коллективов мира.

"Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Все мы видели дирижеров, которые лишь отбивают ритм, позволяя вести себя самому оркестру. С Евгением Мравинским оркестр Ленинградской филармонии действительно является инструментом в руках виртуоза, почти продолжением его тела, его рук. Нет никакой внешней помпы, но практически нет и напряжения. Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни", - писала мадридская газета "El Pais" в 1982 году.

Любимыми авторами Мравинского были Чайковский и Шостакович. К числу высших достижений дирижера можно отнести трактовки Пятой и особенно Шестой симфоний Чайковского, а также многих симфонических полотен Шостаковича: под его управлением впервые прозвучали Пятая, Шестая, Восьмая, Девятая, Десятая симфонии; Восьмую симфонию автор посвятил дирижеру.

Библиотека персон: Евгений Мравинский

Вернуться к списку новостей