Марина Кастальская представитель тех «мерцающих» художников, в которых внимательный наблюдатель усмотрит важные симптомы эпохи. Кастальская - не единственный современный автор, чье творчество проникнуто спиритуальной энергетикой, но, вне всякого сомнения, один из наиболее знаковых. В течение последних тридцати лет работы в графических техниках она избирает локальный участок, обозначенный ею "монументальной графикой". Уникальность ее техники - в придании бумаге трехмерности и прямом погружении в нее. За Мариной Кастальской, одним из учителей которой был М.А. Рогинский, стоит русский авангард 1920-х годов, европейское нефигуративное искусство пятидесятых-шестидесятых, которое понимало себя как реалистическое. Значит ли это, что работа художницы вторична? Ни в коем случае.
Кастальская нашла в языке модернизма потенциал для христианского сообщения. Художница не только не скрывает, но всячески подчеркивает свой интерес к библейскому посланию, что выражается и в названиях ее картин-объектов, и в мозаичных вкраплениях, мерцающих на поверхности некоторых работ, и в образе «чаши», который дрейфует из картины в картину. У наблюдателя возникает неизбежное желание увидеть связь между пластическим наследием иконописи и языком русского авангарда.
Переживание современности у Кастальской вписывается в настоящее, маркируя его, как архетипичное. Но ведь истоки любого феномена принадлежат не только историческому прошлому: они современны по отношению к процессу исторического становления и продолжают функционировать в его рамках, подобно тому как эмбрион продолжает функционировать в тканях зрелого организма, а в психической жизни взрослого человека просматривается его детская психология. Этот процесс необычайно точно отражен в самой методологии работы художницы.
По выражению философа Франко Бернарди, «человечеству необходимо восстановить собственное «тело» и отказаться от описания его свойств в терминах автоматизации власти и производства». Проект Кастальской в полной мере отвечает этой установке. Внешние культурные знаки кресты, квадраты и чаши лишь указательные знаки в ее путешествии «назад в будущее». Ее подлинная цель это та архаика, которая лежит в основе искусства и которая остается вечно современной.