Хотя к прошлогоднему 200-летию Верди  этот спектакль и опоздал, но зато представил нам знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна, впервые поставившего  оперу в нашей стране. До этого он уже работал с драматическими театрами столицы и вызвал к себе огромный интерес. То же самое относится и к его музыкальному дебюту. Тем более, что за основу взята одна из самых популярных в мире опер, которая часто идет на сцене. И потому маэстро сначала не собирался обращаться к ней, но теперь об этом не жалеет.

Взяться за шедевр Верди Штайна уговорило руководство московского музыкального театра, в частности,  его главный дирижер Феликс Коробов. Именно он предложил обратиться к самому последнему изданию произведения, считающемуся квинтэссенцией аидовских трактовок, где почти нет купюр, но учтены  замечания и пожелания многих постановщиков, включая и самого композитора.

Источник фото: kommersant.ru

Свою основную задачу постановщики Аиды видят в том, чтобы уйти от внешней помпезности грандиозных хоровых сцен и сосредоточиться на любовном треугольнике главных героев. И это вполне соответствует драматическому видению режиссера, привыкшего работать не столько с оперной массовкой или кордебалетом, сколько с актерскими характерами. Этой же стороне уделили внимание  декоратор,  хореограф, и художники по свету и костюмам, все - иностранцы из постоянной команды Штайна. Они  оставили лишь самое общее из древне-египетского антуража – каменные стены, лестницы, башни, не  особо вдаваясь в исторические и этнические детали эпохи. Зато в такой трактовке российские певцы обрели значительную свободу выражения, позволившую им углубиться в психологию создаваемых  образов. И  большинству их них это удалось. Как, впрочем, и оркестру, который очень отчетливо звучит, но не заглушает солистов. Однако, при таком подходе вдруг обнаружились и отдельные нестыковки. Например,  сценический духовой ансамбль, предусмотренный в партитуре,  играет прямо за спиной фараона знаменитый вердиевский марш на современных тромбонах, валторнах и тубе, которых тогда и в помине быть не могло. Но это еще полбеды. Гораздо интереснее, что на каждом  инструменте прикреплены листки бумаги, - не папируса!!, - на которые музыканты глядят во время  исполнения. Да, играть по нотам  древних  египтян – это  не иероглифы их расшифровывать! Интересно,  они такие же красивые, как  и их письмена? Ну а в остальном, прекрасная АИДА – конечно, очень хороша! Увидеть ее  можно 11, 12, 14 и 16 апреля.

Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"


Вернуться к списку новостей