5 апреля в Камерном зале Московского международного Дома Музыки в рамках абонемента «Многоликая гитара» с единственным концертом в российской столице выступит выдающийся музыкант-виртуоз, обладатель многочисленных премий и наград, аргентинский гитарист Роберто Ауссель.
Он родился в 1954 году в Ла-Плате (Аргентина), начал играть на гитаре в возрасте 7 лет. После обучения у Хорхе Мартинеса Зараты, своего основного наставника, Роберто Ауссель одержал победу на самых престижных гитарных состязаниях мира, таких как: Международный гитарный конкурс Радио Франции, конкурс Porto Alegre (Бразилия) и конкурс имени Алирио Диаса в Каракасе (Венесуэла). Роберто Ауссель постоянно расширяет сферу своей деятельности и регулярно выступает с концертами в Европе, Южной Африке и, особенно с 1990-х, в США (Бостон, Лос-Анжелес, Сан-Франциско, Даллас, Нью-Йорк). В настоящее время Роберто Ауссель возглавляет класс гитары в Высшей школе музыки Кёльна (Германия) и справляется блестяще, сочетая преподавательскую деятельность с активными гастролями по всему миру.
В обширном репертуаре Роберто Аусселя музыка различных эпох от барокко до современных композиций, в том числе обработки народного фольклора стран Латинской америки. Роберто Ауссель питает особый интерес к музыке XX века, он сотрудничал с несколькими композиторами, многие из которых специально адресовали ему свои произведения: Мариус Констант, Марлос Нобре, Франсуа Росси, Норберт Лецлерц, Хосе Луис Кампана, Фрэнсис Шварц, Хуан Мариа Соларе, Фрэнсис Кленьянс, Боб Вандер, Карлос Грётзер, Эдмундо Васкез, Паскаль Якубовски.
Первым городом на пути нынешнего российского турне Роберта Аусселя стал Омск.
В Новом Концертном зале города гитарист впервые выступил перед омской публикой с программой из сочинений М. Преториуса, Д. Скарлатти, М. де Фальи, А. Пьяццоллы, Я. Обровска, Юпанги и других композиторов.
Этот же проект Роберто Ауссель представит на сцене Камерного зала Московского Дома Музыки.
В преддверии своего первого московского выступления Роберто Ауссель дал эксклюзивное интервью специальному корреспонденту радио «Орфей» Виктору Александрову.
- Господин Ауссель, я рад Вас приветствовать в Москве.
Это уже не первое Ваше появление в России, тем не менее, любители гитарного искусства уже долгое время ждали Вас с концертом в российской столице.
Что Вы слышали о русской гитарной школе? Как раз в это время у меня была возможность послушать как его игру, так и студентов его класса.
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Много лет тому назад мое первое знакомство с русской гитарной школой состоялось, благодаря встрече с маэстро Александром Фраучи. Я встречал несколько раз его на гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия). Спустя несколько лет, после наших встреч в Эстергоме, Александр Фраучи пригласил меня выступить на Международном гитарном фестивале в Волгограде. Он тогда возглавлял этот гитарный форум. Как раз в это время у меня была возможность послушать как его игру, так и студентов его класса.
Там я встретился с одним из учеников Фраучи, гитаристом Евгением Финкельштейном, благодаря которому я имею честь быть здесь сегодня в Москве. На фестивале в Волгограде тогда играло много студентов класса Александра Фраучи, и я в полной мере оценил игру каждого из них. Ну а сам преподавательский уровень этого гитариста меня просто восхитил!»
- А как Вы решили посвятить свою жизнь классической гитаре? Что послужило источником Вашей любви к этому замечательному инструменту?
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Честно говоря, я не знаю, почему так получилось (смеется). В моей семье не было музыкантов. Когда мне исполнилось пять лет, я попросил своих родителей о том, что очень хочу начать заниматься игрой на гитаре. В тот период дома мы слушали много фольклорной музыки Аргентины. В этой стране гитара невероятно популярна! Где бы вы не находились, звуки гитары всюду окружают вас: будь то гитара соло, гитара и пение, или какие-то инструментальные группы, где задействовано много гитар. Я слышал известного аргентинского гитариста-виртуоза Юпанги. Так что все это вместе породило большое желание играть на гитаре».
- Господин Ауссель, а кто из классических гитаристов повлиял на Вашу исполнительскую манеру?
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Когда я был молодым, у меня был друг, гитарный мастер Франсиско Эстрада Гомес. Сегодня его имя широко известно во всем мире. Мы часто с ним встречались. Гомес жил неподалеку от моего дома в Аргентине. Он давал мне слушать записи Андреса Сеговии, Джулиана Брима, Джона Вильямса. Тогда я был молодым человеком, мне было только 16-17 лет, и я был просто поражен игрой этих музыкантов».
- А какую роль в Вашей жизни сыграла Мария-Луиза Анидо?
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Я очень хорошо знал эту гитаристку, ведь я был ее студентом. Два с половиной года я брал частные уроки у Марии Луизы Анидо в Буэнос-Айресе. Атмосфера на ее занятиях была притягательной. Это наложило особый отпечаток на мою творческую судьбу. Я все время вспоминаю гитарные встречи с ней, она была колоссальной личностью своего времени. Анидо была необычайно требовательна к звуку и к взаимному контакту с инструментом. Она словно вела диалог с музыкой и передавала нам ученикам всю свою любовь к ней.
- А как произошла Ваша первая встреча с легендарным Королем Танго Астором Пьяццоллой? Он ведь посвятил Вам Пять пьес для гитары соло.
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Мы впервые встретились с Пьяццоллой в 1980 году в Париже. Наше знакомство состоялось благодаря посредничеству моего аргентинского друга Хосе Понса. В своей парижской квартире он организовал встречу с Астором Пьяццоллой. Хосе Понс почти каждую неделю приглашал к себе известных артистов, художников и музыкантов, которые приезжали в Париж из Аргентины с концертами. И как раз в это время, примерно с 1987 по 1995 годы я жил в Париже. Наше знакомство с Астором Пьяццоллой состоялось в один из тех вечеров, общение затянулось надолго. С ним было невероятно интересно беседовать о музыке. Я спросил Пьяццоллу, почему он не пишет для гитары оригинальных произведений? Его мое предложение воодушевило. Мы с ним договорились о том, что через неделю я приеду к нему с гитарой и поиграю ему. Я исполнил ему ту программу, которую хорошо знал, это пьесы И. С. Баха, Э. Вила-Лобоса, Л. Беркли. И последней пьесой была Багатель № 3 Уильяма Уолтона. Пьяццоллу очень впечатлил материал этого произведения. Как мне показалось, Багатель Уолтона стимулировала его желание начать писать для гитары, в частности цикл из Пяти пьес. Буквально через пару недель Пьяццолла уже показывал мне фрагменты набросков своих манускриптов будущих миниатюр для гитары. Это не заняло большого количества времени, Пьяццолла быстро написал этот цикл».
- Господин Ауссель, что Вы можете сказать о современной гитарной музыке композиторов стран Латинской Америки?
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Существует как бы одна линия, когда музыка сочиняется на основе фольклорных мотивов Бразилии, Аргентины, Чили, Венесуэлы. А второе направление примечательно тем, что сами композиторы заимствуют фрагменты фольклора, которые трансформируются через призму современного мышления, современного музыкального языка. В музыке латиноамериканских композиторов прослеживаются фольклорные черты, однако, уже определенно чувствуется современный музыкальный стиль мышления. Я здесь имею в виду имена таких композиторов, как: Марлос Нобре, Эгберто Гисмонти, Альберто Хинастера. В известной гитарной сонате этого аргентинского композитора при немалом использовании элементов фольклора, материал поражает своим свежим оригинальным языком».
- Я знаю, что Вы неравнодушны к музыке эпохи барокко. Произведения Д. Скарлатти, Д. Букстехуде, И. С. Баха и многих других авторов в Вашей транскрипции для гитары совершенно по-новому воспринимаются и слушателями, и исполнителями.
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Я считаю, что гитара в барокко - это как минимум квартет. Ее способность воспроизводить полифонию очень гармонично сочетается с музыкой композиторов эпохи барокко. Мне очень нравится разбираться в структуре, в голосоведении. Я нахожу удовольствие в том, чтобы ясно расслышать все голоса. Мы можем проводить бесконечные часы времени, разбираясь в маленьких деталях и мотивах, из которых состоит музыка эпохи барокко. Как гитарист я заявляю о том, что уже необходимо несколько иначе владеть правой рукой, это другая артикуляция, это другой звук. Мне очень нравится сам диалог внутри полифонии. Взаимодействия голосов рождают невероятные фантазии, это конечно трудный, но очень увлекательный процесс».
- И в завершение нашей беседы, я не могу не поинтересоваться у Вас о том, на какой гитаре Вы играете сейчас?
РОБЕРТО АУССЕЛЬ: «Я играю на гитаре французского мастера Даниэля Фридриха. Инструмент таит в себе немало звуковых качеств, эта гитара мне очень нравится »
С Роберто Аусселем беседовал специальный корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров