Панораму концертов Пятого международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Концертном зале имени Чайковского продолжил Симфонический оркестр Штутгартского радио во главе с французским маэстро Стефаном Денёвом.
Коллектив ведет свою историю с 1945 года, когда вновь созданное Штутгартское радио обьявило конкурсный набор в собственный оркестр. Трудно было предположить, что молодой коллектив в считанные сроки достигнет высочайшего уровня и приобретет широкую известность. В наши дни Симфонический оркестр Штутгартского радио дает около 90 концертов в год в самом Штутгарте и регионе вещания Штутгартского радио (SWR), а также в других городах Германии и за ее пределами.
Ярчайшим событием в истории оркестра стал концерт в честь 80-летия Папы Римского Бенедикта XVI. Выступление с Густаво Дудамелем за дирижерским пультом и солисткой Хилари Хан транслировалось телерадиовещательными компаниями всего мира. Помимо концертных выступлений, оркестр много работает в «родной» студии, а также сотрудничает с другими звукозаписывающими компаниями.
В репертуаре Симфонического оркестра Штутгартского радио – как величайшие сочинения классического и романтического репертуара, так и современная музыка, и редко исполняемые произведения забытых композиторов.
В разные годы с оркестром сотрудничали Карл Бем, Вильгельм Фуртвенглер, сэр Георг Шолти, Джузеппе Синополи, Герберт Бломстедт, Карлос Клайбер и Курт Зандерлинг. В настоящее время оркестр начал сотрудничество с такими дирижерами, как Дэниел Хардинг и Густаво Дудамель. С Симфоническим оркестром Штутгартского радио выступали лучшие солисты всех поколений, среди которых: Альфред Брендель, Мария Каллас, Гидон Кремер, Анне-Софи Муттер, Элен Гримо, Хилари Хан, Соль Габетта и Роландо Вильясон и многие другие.
Знаменательным стал 1971 год, когда главным дирижером оркестра был назначен Серджиу Челибидаке, под руководством которого коллектив впервые начал выступать в самых престижных залах мира. Сэр Невилл Марринер, главный дирижер с 1983 года, расширил географию выступлений коллектива: под его руководством состоялись гастроли по США и странам Азии. В 1989 Марринера сменил Джанлуиджи Джельметти, под управлением которого оркестр сконцентрировался на исполнении сочинений итальянских и французских композиторов. Еще одним ярким музыкантом, возглавлявшим коллектив, стал Жорж Претр, до настоящего времени являющийся почетным дирижером оркестра.
Ныне главный приглашенный дирижер – Андрей Борейко. С 1998 по 2011 гг. главным дирижером был сэр Роджер Норрингтон, которому удалось превратить оркестр в уникальный коллектив, славящийся исторически достоверным исполнением произведений с использованием средств современного симфонического оркестра. Так называемый «штутгартский звук» предусматривает специальные состав и рассадку оркестра, инструментовку, артикуляцию, другие средства выразительности в соответствии с оригинальной концепцией композитора.
С сентября 2011-го оркестр возглавляет Стефан Денёв. Как слушатели, так и критики высоко оценивают выступления и программы под его управлением.
С французским дирижером накануне концерта побеседовал специальный корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров.
- Маэстро, Вы впервые в Москве? Что для вас значит участие в фестивале Мстислава Ростроповича?
Стефан Денёв: Я встречался с Мстиславом Ростроповичем. Он слушал мой концерт с оркестром де Пари. Эта единственная встреча была очень вдохновляющей и оставила глубокий след в моей жизни. Я счастлив дебютировать на фестивале Ростроповича с сочинениями, наполненными подлинной духовностью: Четвертой симфонией Брукнера и Скрипичным концертом Сибелиуса. Это меня воодушевляет.
- Господин Денёв, Вы уже четвертый сезон возглавляете Симфонический оркестр Штутгартского радио. В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика звучания и преимущества игры этого коллектива?
Стефан Денёв: Прежде всего, я влюблен в этот оркестр. Атмосфера там очень дружеская, музыканты открыты ко всему новому, любят экспериментировать со звуком. С этим оркестром работали великие Мастера: Серджиу Челибидаке, Карлос Клайбер, сэр Роджер Норрингтон. У этого оркестра типично немецкий, очень глубокий звук. Но поскольку этот коллектив находится на юге Германии, он отличается большей красочностью и особым колоритом.
- До Вас главным дирижером Симфонического оркестра Штутгартского радио был сэр Роджер Норрингтон, признанный Мастер исполнения произведений в манере эпохи. Насколько для Вас достоверны интерпретации произведений любого периода с использованием средств современного симфонического оркестра?
Стефан Денёв: Сэр Роджер Норрингтон использовал современные инструменты, однако обращался к старинной манере звукоизвлечения без вибрато. В результате возникал очень интересный специфический синтез старого и нового, неповторимого звучания. Это очень интересно и необычно, однако я иду своим, более традиционным путём. И оркестр откликается на это. Он очень гибок, быстро перестраивается, приспосабливается к манере и требованиям разных дирижеров.
- Я знаю, что последние два Ваших альбома с оркестром Штутгартского радио - это музыка Франсиса Пуленка и Мориса Равеля. Вы любите включать в программы своих концертов музыку композиторов XX – XXI столетий своей родной Франции…
Стефан Денёв: Да, я француз. Я очень люблю то, что отличает французскую музыку: яркий колорит, зримые образы. Мы записали всю оркестровую музыку Дебюсси и Русселя с моим предыдущим коллективом – Шотландским национальным оркестром. А здесь я хочу сыграть Равеля, Онеггера и Пуленка. Наш диск с произведениями Пуленка критика оценила очень высоко, так что мы движемся в верном направлении.
- И все же в программе московских гастролей представлена музыка Яна Сибелиуса и Антона Брукнера. Ваш предшественник Серджиу Челибидаке привил коллективу особый брукнеровский звук. А для Вас важны какие основные принципы в музыкальном материале Четвертой симфонии Антона Брукнера?
Стефан Денёв: Я дирижирую много французской музыки, но мой репертуар остается при этом универсальным. Музыка Брукнера занимает в нем важное место. Эта музыка полна истинной религиозности, оркестр в его симфониях поет, словно певчий в католическом храме. В симфониях Брукнера заложена не только мощь, но и тонкая высокая лирика.
- Какую редакцию Четвертой симфонии Брукнера на исполнит оркестр на этот раз?
Стефан Денёв: Мы исполняем распространенную версию Новака 1879 – 1880 годов. Это и не первая редакция, но и не более новая, которую можно иногда услышать. Редакция, которую мы играем, представляется мне наиболее цельной и гармоничной.
- В московском концерте принимает участие известный скрипач и дирижер Николай Цнайдер. Какие качества игры Вы цените в этом музыканте?
Стефан Денёв: Мы с Николаем хорошие друзья и играем вместе уже более десяти лет в Базеле, а также в городах Шотландии и США. В Америке мы выступали с Российским национальным оркестром. У Николая Цнайдера звук доброй старой школы: глубокий, мощный и прекрасный, какой редко можно встретить в наши дни. Я обожаю работать с этим талантливым музыкантом. Он ведь еще и блестящий дирижер, и когда мы репетируем, то обсуждаем не только партию скрипки, но и произведение в целом, как коллеги.
- Маэстро, возвращаясь к разговору об оркестре Штутгартского радио, не могу не спросить у Вас о том, какая сегодня творческая жизнь у этого коллектива?
Стефан Денёв: Мы - радиооркестр, и поэтому играем очень обширный репертуар. Нам не нужно исполнять одни лишь шлягеры, заботясь о полных залах. Кроме того, мы уделяем активное внимание ныне живущим композиторам. Среди них финский автор Магнус Линдберг, шотландский композитор Джеймс Макмиллан. В этом году в фокусе нашего внимания - Анри Дютийё. Когда мы еще планировали сезон, он был жив. Однако, к великому сожалению, Анри Дютийё недавно ушел из жизни.
Мы играем целые серии концертов авангардной музыки нашего времени. Я горд, что мы постоянно экспериментируем и ищем новый звук. Мир глобализировался. Вокруг нас много безликого, похожего одно на другое. Поэтому, очень важно найти себя, свой стиль и почерк. Мы работаем над этим очень интенсивно, так что я счастлив!
- Работа с молодёжью – один из важнейших принципов в Вашей творческой биографии. Я знаю, эту деятельность Вы развили в Бостонском симфоническом оркестре на базе Тэнглвудского фестивального центра. А в Штутгарте есть такая возможность?
Стефан Денёв: Прежде всего, я обожаю работать с молодыми музыкантами. Таких коллективов очень много в Америке, одним из которых руководит в Майами мой коллега Майкл Тилсон-Томас. В Штутгарте нет собственного Молодёжного оркестра, но на каждую нашу репетицию приходят десятки студентов. Я очень люблю беседовать с ними, когда есть такая возможность.
- В заключение нашей беседы мне хотелось бы узнать о Ваших дальнейших творческих планах?
Стефан Денёв: После Москвы мы летим в Испанию в турне с оркестром Штугартского радио, затем у нас концерты в Штутгарте. Далее у меня будут концерты в Лос-Анджелесе и Сиэтле с местными оркестрами, затем я лечу в Рим, чтобы выступить с оркестром Национальной Академии Санта Чечилия. Там запланирована очень интересная программа из произведений Франсиса Пуленка: опера «Диалоги кармелиток», Stabat Mater. Следом - Барселона и Стокгольм, а потом у меня двухнедельный тур с концертами в Сеуле и Малайзии. По возвращении в Европу предстоит запись полной версии балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля. А мой летний сезон пройдет в Америке: это будут четыре концерта с Бостонским симфоническим оркестром, три программы с Филадельфийским оркестром, а затем выступления в Голливуд Боул снова с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. Я обожаю путешествовать и очень люблю, когда у меня много работы.
- Ну что же, Маэстро, действительно, планы грандиозные! Я желаю Вам их воплотить, новых ярких концертов и творческих проектов!
Стефан Денёв: Спасибо большое! Я очень рад своему первому выступлению в Москве. Мне нравится Россия, мне очень приятно здесь быть.
Со Стефаном Денёвом беседовал специальный корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров
Фото: http://rostropovichfestival.ru/