12 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского и международная команда солистов-певцов представят концертное исполнение оперы «Саломея» Рихарда Штрауса и посвятят эту программу 150-летию со дня рождения композитора. Концерт входит в абонемент «Оперные шедевры».
Партию Саломеи исполнит Александрина Пенданчанска (сопрано) - певица из Болгарии, дебютировавшая в заглавной роли в опере Р. Штрауса в театре Санкт-Галлена, а российским слушателям известная по исполнению партии Гориславы в опере «Руслан и Людмила» в Большом театре. В партии Ирода - британский тенор Петер Брондер. Партию Иоанна споет Скотт Хендрикс (исполнение этой роли американским баритоном уже оценили слушатели брюссельского оперного театра Ла-Монне). Остальные сольные партии исполняют артисты Большого театра.
Премьера «Саломеи», написанной композитором по одноимённой символистской пьесе Оскара Уайльда, состоялась в 1905 году в Дрезденском оперном театре и сопровождалась скандалом. Создавая оперу, Штраус находился под впечатлением работ знаменитого художника Обри Бёрдслея - автора иллюстраций к первому изданию пьесы Уайльда, отличавшихся экспрессией и откровенной эротикой.
В отличие от евангельского сюжета, в соответствии с которым Иродиада - жена Ирода - поручает своей дочери Саломее очаровать царя и потребовать казни Иоанна Крестителя, в либретто акценты изменены. Красавица Саломея, охваченная безответной страстью к Иоанну, требует у царя Ирода смерти пророка за свой танец. «Танец семи покрывал», часто исполняющийся отдельно в симфонических программах, - один из наиболее ярких моментов и в партии главной героини, и в драматургии всей оперы. Название танца происходит от древних обрядов, когда при исполнении магических ритуалов танцовщицы сбрасывали одежды.
Для его воплощения исполнительница роли Саломеи должна не только обладать певческим мастерством - эта заглавная партия считается одной из самых сложных в репертуаре драматического сопрано - но и владеть основами танца.