V международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся выступлением лондонского оркестра "Филармония" под управлением одного из лидеров современного дирижерского искусства Эсы-Пекки Салонена.
В этом году фестиваль празднует свой «маленький юбилей» пять лет бурной жизни на музыкальной карте Москвы. Художественный руководитель форума Ольга Ростропович всегда подчеркивала, что это "фестиваль не имени", как принято говорить о давно ушедшем человеке, а "фестиваль Ростроповича", потому что для нее папа жив. Стартует он по традиции 27 марта, в день рождения лучезарного маэстро, который любил праздновать его в кругу дорогих людей с прекрасной музыкой и часто на сцене. Имя великого музыканта действует магически: в программах фестиваля сплошь громкие имена, лучшие оркестры с произведениями как знаковыми, так и давно забытыми, которые подаются в сенсационном ореоле и нередко демонстрируют синтез искусств.
Открывать музыкальный марафон поручили титулованному дирижеру Эсе-Пекке Салонену, который, пользуясь близостью финской границы, часто наведывается в северную столицу и даже проводит совместные с Валерием Гергиевым фестивали, но вот в Москву приезжает нечасто. За пульт лондонского оркестра "Филармония" дирижер встал впервые более тридцати лет назад. Изначально созданный для звукозаписывающей деятельности, сегодня оркестр возглавляет рейтинги самых влиятельных коллективов мира. В рамках программы открытия фестиваля столкнулись два титана классической музыки: могучий немец Бетховен и не менее могучий финн Сибелиус. Обоим выпала честь стать символами своей страны, композиторы-симфонисты, творцы крупных форм и носители драматической судьбы. Вот только Бетховен, пережив трагическую утрату слуха, продолжил сочинять, а Сибелиус в расцвете своего таланта вдруг писать перестал. Мучимый глубоким творческим кризисом, он завершил свою композиторскую деятельность более чем за тридцать лет до конца жизни. Все это время музыкальный мир ждал от него новых сочинений, но ожидания так и не сбылись, последние годы он прожил фактически в творческом молчании и отчаянии. Загадку Сибелиуса разгадать не просто, но Салонену как соотечественнику композитора сделать это всё-таки проще на генетическом уровне.
С первого взгляда, программа концерта могла показаться слишком консервативной. Но и тут заложена традиция: в концертах фестиваля звучат произведения, особенно любимые Мстиславом Ростроповичем. На этот раз организаторы решили отдать предпочтение «Героической» симфония №3 Бетховена и Пятой симфонии Сибелиуса. Горячий финский парень Салонен как мог себя сдерживал в предвещающем бурю, но все же ещё классицистском Бетховене. Несмотря на звание ведущего музыкального новатора Великобритании, лондонский оркестр продемонстрировал лаконичную и даже уважительно отстраненную игру. И все равно симфония прозвучала неизбито, несмотря на то, что у московской публики за этот концертный сезон произошло явное перенасыщение Бетховеном, и так-то постоянным участником гастрольных программ, а после нашествия венских филармоников с его полным симфоническим циклом впечатлений хватит на десять лет вперед.
Известно, что однажды Сибелиус во время исполнения одной из симфоний Бетховена под управлением Ганса Рихтера прослезился: «Я чувствовал себя таким маленьким, таким маленьким», рассказывал он. В концерте рядом с Бетховеном он "маленьким" отнюдь не казался. Салонен наконец смог обнаружить весь свой воистину юношеский запал и дать волю темпераментным дирижерским жестам. Музыка Сибелиуса, как настой из таинственных трав, обещала то несбыточную мечту и безудержное веселье, то пронзительной красоты рассвет жизни, то наоборот забытье и даже смерть. Поразительные финальные генеральные паузы со звенящей тишиной, выполненные с удивительной филигранной точностью, напомнили об обстоятельствах ухода из жизни самого композитора.
На бис финский дирижер из множества вариантов выбрал безумно популярный "Valse triste" Сибелиуса в настолько интимной трактовке, что даже как-то неловко было дышать. В отличие от отечественных оркестров, которые умудряются из лирического вальса сделать прямолинейный марш, Салонен очень близко подошел к пониманию фигуры Сибелиуса. Эта пьеса вышла из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть», главный герой которой по имени Паавали убежден, что смерти нет, но на протяжении спектакля его родные один за другим покидают этот мир: смерть уносит мать, жену, детей и вынуждает Паавали смиренно склониться перед ее властью. Музыка «Грустного вальса» иллюстрирует следующую картину: сын стоит ночью у постели умирающей матери и видит, как Смерть подходит к кровати. Смерть самого Яна Сибелиуса окружена трагической тайной маэстро умер в имении "Айнола" на берегу озера Туусуланярви в тот самый момент, когда в зале торжеств Хельсинского университета исполнялась именно его Пятая симфония, считающаяся самой жизнеутверждающей из всех его произведений. Такая вот мистическая загадка судьбы.
Материал подготовила Елена Кравцун специально для радио "Орфей"
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля