В БЗК в рамках Пятого фестиваля Мстислава Ростроповича проходят концерты прославленного парижского коллектива Филармонического оркестра радио Франции под управлением своего главного дирижера Мюнг-Вун Чунга. В программе гастролей произведения Гектора Берлиоза, Мориса Равеля, Модеста Мусоргского, Франца-Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. Солисты болгарская пианистка Пламена Мангова и виолончелист из Норвегии Трулс Мёрк.
Мюнг-Вун Чунг начал свою музыкальную карьеру как пианист в раннем детстве, впервые выйдя на сцену в возрасте семи лет. В 1974 молодой пианист занял второе место на V Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. После окончания Маннес-колледжа и Джульярдской школы в Нью-Йорке в 1979 году он стал ассистентом Карло Марии Джулини в Филармоническом оркестре Лос-Анджелеса, а два года спустя вторым дирижером этого прославленного коллектива. В разное время являлся главным дирижером Симфонического оркестра Радио Саарбрюккена (19841990), главным приглашенным дирижером флорентийского Театро Комунале (19871992), главным дирижером парижской Опера Бастий (19891994), главным дирижером оркестра Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (19972005). В 1995 году по инициативе Мюнг-Вун Чунга был основан Азиатский филармонической оркестр, в состав которого вошли лучшие музыканты из восьми стран Азии. В 2005-м Мюнг-Вун Чунг был назначен главным дирижером Сеульского филармонического оркестра. С 2000 года он главный дирижер Филармонического оркестра Радио Франции.
Мюнг-Вун Чунг сотрудничал практически со всеми ведущими оркестрами мира, включая Берлинскую и Венскую филармонии, оркестр Концертгебау, оркестры Лондона и Парижа, филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Баварского радио, Саксонскую государственную капеллу (Дрезден), Бостонский и Чикагский симфонический оркестры, Метрополитен-оперу, Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестры Кливленда и Филадельфии.
Многие его работы для звукозаписывающей компании «Deutsche Grammophon» получили различные международные премии. Дирижер является обладателем множества наград и почетных званий, таких, как Премия Аббиати и Премия Артуро Тосканини (Италия). В 1991 году Ассоциация Французских театров и музыкальных критиков назвала его музыкантом года; в 1995-м и 2002-м Мюнг-Вун Чунг становился лауреатом премии Victoire de la Musique. В 1992 году был награжден Орденом Почетного Легиона (Франция, 1992).
Мюнг-Вун Чунг уделяет большое внимание гуманитарным и экологическим проблемам: он был послом ООН в программе по контролю за оборотом наркотиков; в 1995-м был назван UNESCO «человеком года», а в 1996-м получил Kumkuan самую высокую награду в области искусств правительства Кореи. В настоящее время дирижер является первым в истории республики Кореи Почетным послом культуры. В 20072008 гг. Мюнг-Вун Чунг был назначен послом доброй воли UNICEF в знак признания заслуг дирижера по оказанию помощи детям.
В 2011 году Мюнг-Вун Чунг стал главным приглашенным дирижером Саксонской государственной капеллы в Дрездене. В июне 2011-го был удостоен французского Ордена искусств и литературы.
В марте 2012 года в парижском зале «Плейель» Мюнг-Вун Чунг дирижировал первым в истории совместным выступлением северокорейского оркестра «Унхасу» и Филармонического оркестра Радио Франции.
С этим музыкальным коллективом Мюнг-Вун Чунг гастролировал несколько раз в нашей стране: в июне 2006 года в рамках Фестиваля симфонических оркестров мира, а также в декабре 2010-го, когда оркестр завершил концертами в Москве и Санкт-Петербурге панораму событий перекрестного Года Франции и России. И вот снова этот знаменитый коллектив в российской столице.
В перерыве на репетиции Мюнг-Вун Чунг дал эксклюзивное интервью радиостанции «Орфей».
- Мистер Чунг, Вы впервые выступаете на фестивале Мстислава Ростроповича. Какие чувства Вы испытываете?
Мюнг-Вун Чунг: Если честно, я ещё не так много знаю о Фестивале Ростроповича, но, несомненно, Мстислав Ростропович - величайший музыкант всех времён. Я хорошо знаком с дочерью Маэстро - Ольгой. В своё время мы даже вместе учились с ней в Джульярдской школе в Нью-Йорке. И вот спустя столько лет, Боже мой, какая встреча и на таком грандиозном фестивале!
- Вы больше десяти лет руководите Филармоническим оркестром радио Франции. Срок немаленький! Что Вам удалось за это время преобразовать в творческой жизни коллектива?
Мюнг-Вун Чунг: У меня нет жёсткой идеи изменить или трансформировать что-либо в оркестре. Я бы назвал это счастливым сотворчеством. За все эти годы произошло так много интересного, но судить, изменения это, или нет, может только публика.
- Что Вы цените больше всего в этом коллективе?
Мюнг-Вун Чунг: Оркестром я руковожу уже четырнадцать лет и знаю музыкантов очень хорошо. Я просто уверен, что это лучшие музыканты во Франции. Но особенностью этого коллектива является даже не их высокое мастерство, а их прекрасные человеческие качества. Я зову своих музыкантов "мои ангелы", потому что они и вправду чудесные люди. И этот свет излучается через музыку!
- У оркестра в скором будущем появится новый Концертный зал в помещении радио Франс. Насколько он будет соответствовать высшим мировым стандартам по акустике и дизайну?
Мюнг-Вун Чунг: Париж безусловно, один из важнейших музыкальных мировых центров. Но если честно, нам катастрофически не хватает концертных залов должного уровня. Поэтому, мы возлагаем большие надежды на новый зал, где будем выступать. Это будет превосходное место. А какая там будет акустика, станет ясно чуть позже, но этот процесс контролируется!
- Не могу не спросить у Вас о программах нынешних гастролей в Москве. В первом вечере представлена русская и французская классика «Картинки с выставки» Мусоргского в окружении красочных произведений Гектора Берлиоза и Мориса Равеля. Есть ли в этом некий замысел?
Мюнг-Вун Чунг: Это произошло почти случайно, ведь мы заявляли в программе Третью симфонию с органом Камиля Сен-Санса. Однако в Большом зале консерватории что-то случилось с органом, и из-за этого появилась идея включить в программу цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (в оркестровке Мориса Равеля), тем более мои музыканты отлично знакомы с этим произведением.
Для меня как для дирижёра особое удовольствие выступать на этой исторической сцене спустя почти сорок лет после того, как я в качестве пианиста играл здесь на Конкурсе Чайковского в 1974 году. И тем более приятно сейчас дирижировать на Фестивале в честь Мстислава Ростроповича.
- Маэстро, среди солистов в этих гастролях имя норвежского виолончелиста Трулса Мёрка. Часто ли Вы с ним выступаете вместе?
Мюнг-Вун Чунг: Я знаю этого музыканта очень хорошо, он много раз играл вместе с нами. Трулс Мёрк чудесный исполнитель. К сожалению, совсем недавно он получил травму и поэтому попросил нас внести изменения в репертуар: вместо Виолончельного концерта Дворжака будет звучать до мажорный концерт Гайдна.