Традиционно 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, в российской столице вот уже в пятый раз открылся Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.
В концертной афише восемь концертов, которые проходят в Большом зале консерватории и Концертном зале имени Чайковского. В течение недели в Москве выступят известные европейские оркестры, солисты и дирижеры из Великобритании, Германии, Франции, Дании, Бельгии и Норвегии. Художественный руководитель смотра Ольга Ростропович подчеркнула «особый высокий статус фестиваля», заметив при этом, что «музыка всегда объединяет всех людей во всем мире. У музыки нет национальностей, у нее нет разногласий. Так было, есть и будет».
С двумя концертами на сцене Большого зала консерватории выступил один из лучших музыкальных коллективов Великобритании – Лондонский оркестр «Филармония» под руководством дирижера, композитора, лауреата многочисленных музыкальных премий Эса-Пекки Салонена.
Он был лично знаком с Мстиславом Ростроповичем, и всегда восхищался его талантом. В первой программе английский оркестр представил Третью «Героическую» симфонию Людвига ван Бетховена, а также Пятую симфонию Яна Сибелиуса.
Без музыки финских композиторов не обходится практически ни один из концертов Эса-Пекки Салонена. Изюминкой фестиваля стала российская премьера неоконченной оперы-буфф Дмитрия Шостаковича «Оранго» (инструментовку по заказу Ирины Шостакович осуществил в 2010 году английский композитор Джерард Макберни).
Главный герой - иностранный журналист в результате биологического эксперимента превращается в обезьяну по имени Оранго. В тексте отчетливо отражена сатира на буржуазное общество, в том числе и критика советской власти.
В 2011 году премьера «Оранго» Дмитрия Шостаковича состоялась в Лос-Анджелесе под управлением маэстро Эса-Пекки Салонена. Спустя некоторое время, финский дирижер на лейбле «Deutsche Grammophon» осуществил запись фрагмента этой оперы, а также Четвертой симфонии Шостаковича с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.
Перед концертом Эса-Пекка Салонен поделился своими соображениями по поводу этих произведений русского композитора.
- Эса-Пекка, чем Вас привлекает в плане дирижирования материал неоконченной оперы-буфф «Оранго» Дмитрия Шостаковича?
Эса-Пекка Салонен: Я должен сказать, что это очень изобретательное произведение, потому что там Шостакович как молодой композитор смешивает разные стили. А незадолго до написания «Оранго» он побывал в Германии. В Берлине композитор прочувствовал бунтарский дух веймарской республики, и соответственно в «Оранго» появляются черты джаза, которые композитор слышал в то время в Берлине, а также цитаты из произведений Густава Малера и Курта Вайля. Кроме того, в «Оранго» Шостакович цитирует русскую классику, в частности цитаты из «Бориса Годунова» Мусоргского. Таким образом, композитор дает понять, что «Оранго» это не просто памфлет, но также в этом произведении присутствует и серьезный глубинный уровень. С помощью цитат из русской классики композитор пытается выразить то, что он хочет сказать на самом деле.
- А как Вы восприняли предложение стать первым исполнителем этого оперного памфлета Шостаковича, и какие Вы находите общие черты между «Оранго» и Четвертой симфонией?
Эса-Пекка Салонен: Конечно, как и многие специалисты, я слышал, что возможно Шостакович писал такое произведение, но никаких доказательств этому не было. Потом я узнал, что научный сотрудник Государственного музея им. Глинки, кандидат искусствоведения Ольга Дигонская обнаружила в архивах пролог к опере «Оранго». Меня это крайне заинтересовало. Позже я ознакомился с инструментовкой фрагментов сочинения, сделанной английским композитором и музыковедом Джерардом Макберни. Не скрою, меня это очень увлекло, ведь я интересовался историей России того периода – как раз это конец НЭПа, эпоха Луначарского. Это было время, когда молодые творцы, молодые люди просвещения, композиторы мечтали создать новое искусство. И вдруг, в какой-то момент они внезапно сталкиваются с реальностью и понимают, что все то, что они хотели сделать и о чем они думают, разрушается этой жестокой реальностью. Здесь я должен упомянуть еще про разгромную статью, которая была опубликована в газете «Правда» после того, как Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Автор статьи «Сумбур вместо музыки» тогда констатировал, что если Шостакович будет продолжать сочинять в том же самом ключе, то у него ничего не получится. И вот сейчас, когда я говорю с молодыми композиторами и музыкантами, то всегда привожу эту статью в пример.
Четвертую симфонию я считаю одним из самых значительных произведений Дмитрия Шостаковича. В каком-то смысле она связана и с «Оранго». Здесь мы видим того же человека и композитора, но как бы по другую сторону баррикад, когда человек уже потерял все свои идеалы, когда он понял, что все то, на что он надеялся и рассчитывал, на самом деле неправда. Жизнь в итоге сталкивается с жестокой реальностью. Я себе очень часто задавал вопрос. Почему в конце Четвертой симфонии мы наблюдаем какой-то парад из всевозможных цитат из разных произведений? И с чем это связано? У меня ушло много лет на то, чтобы понять, что на самом деле здесь сам Шостакович как бы своих детей ведет на заклание. То есть он понимает, что вся эта система ничем хорошим не кончится, и что он сам находится практически в мертвом тупике. И вот он ведет как бы своих детей, которым не суждено больше никогда увидеть света. Мы знаем, что Шостакович уничтожил рукопись Четвертой симфонии, а спустя годы заново переписал. И лишь в 1961 году Кирилл Кондрашин впервые ее исполнил. Больше всего меня трогает и потрясает в музыке Четвертой чувство непреодолимого одиночества. Это – одиночество великого человека, гениального композитора.
Беседу вел специальный корреспондент радио «Орфей» Виктор Александров
Фото: http://rostropovichfestival.ru/