Гость эфира – Андрей Евгеньевич Бусыгин, директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское», доктор экономических наук, профессор.
Государственный музей-усадьба «Архангельское» представляет выставку французской живописи: более 40 картин XVII – первой трети XIX веков из собрания музея. Экспозицию дополняют произведения декоративно-прикладного искусства, а также редкие книжные издания того времени, связанные с изучением и коллекционированием произведений искусства. В музее-усадьбе «Архангельское» хранится одно из самых значительных собраний французской живописи в России, насчитывающее около 100 картин.
Андрей Бусыгин: Коллекцию французской живописи собрал в основе своей князь Николай Борисович Юсупов старший. А он был тонким знатоком живописи. Он покупал картины современных ему художников, художников начала XVIII, конца XVII веков – но основа коллекции, это его современники. И годы жизни многих художников совпадают с его годами жизни: 1751 - 1831.
Поскольку около 30-ти лет залы дворца были на реставрации – и до сих пор многие ещё не открыты – то пока идёт это открытие, основную часть тех картин французских художников, которые есть в нашем фонде, мы собрали в двух залах. Примерно половину. У нас их свыше ста – а там около 50-ти. Получилось очень интересно, поскольку одно дело смотреть живопись в интерьерах в разных залах на разных стенах, а другое дело – когда они вместе все рядом. И можно от рококо перейти к академизму, от академизма – к классицизму. Там много интересных имён художников. Получается историческая перспектива...
На выставке есть портрет певицы Каталани. О ней ещё Стендаль писал, что у неё изумительный голос: такое впечатление, что она "поёт в серебристом гроте". Правда, он добавил, если бы у неё ещё и душа была, тогда цены бы ей не было.
… Юсупов покупал и картины современных ему художниц. В частности, есть очень интересная картина, которая принадлежит перу Маргерит Жерар – она была ученицей Давида – «Урок музыки». Так что стоит прийти посмотреть.
Хочется услышать об инструменте XIX столетия, который отреставрирован.
Андрей Бусыгин: Инструмент Лихтенталь. Инструмент стоял на первом этаже. Этакий фортепиано-стол. Его когда-то реставрировали. И сейчас, когда мы его отреставрировали, что называется, вчерне, - подняли на второй этаж. И специалист из Музея музыкальной культуры им. Глинки его настроил. Оказалось - это инструмент уникальной фирмы Лихтенталь. Фирма была вначале в Бельгии. Её хозяин Герман Генрих Лихтенталь после революции 1830-го года, разорившись, приехал в Россию и в Петербурге открыл небольшую фабрику фортепиано. Фабрика существовала с 1840 по 1854 год.
Любопытно, что Ференц Лист предпочитал играть на фортепиано именно его фирмы. Как многие сейчас предпочитают Стенвей. А Лист, когда был в Петербурге, играл только на фортепиано этой марки, а в Мадрид даже специально вёз, потому что думал, что он там его не найдёт. Такой же инструмент есть в Спасском-Лутовиново и принадлежал Тургеневу. Тоже такое фортепиано-стол.
Мы сейчас открыли залы верхнего дворца, мы получили ещё одну концертную площадку.
Какая запланирована музыкальная жизнь в Архангельском в скоро наступающем сезоне?
Андрей Бусыгин: После эфира я иду на совещание в министерство. А поскольку министерство нам и финансово поможет – мы, конечно, рассчитываем и на привлечение ещё внебюджетных средств – рассчитываем провести музыкальный фестиваль на весь сезон. Начав его 31 мая - 1 июня и так до осени. У нас есть несколько концертных площадок.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.