18 марта 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова - русского композитора, педагога, музыкального деятеля.
Деятельность его поражает многообразием; он один из великих композиторов; дирижер, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки, в том числе «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки»: педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки...
Многогранно и творчество Римского-Корсакова: он создал 15 опер, 10 симфонических, а также несколько камерно-инструментальных произведений, хоров, кантат, около 80 романсов. Его произведения разнообразны по характеру музыки, темам, сюжетам.
Детство и юность Римского-Корсакова прошли при крепостном праве, а в конце жизни он стал свидетелем событий первой русской революции. Взгляды его сформировались в 60-х годах под сильным влиянием писателей-демократов. Их заветы глубочайшую любовь к Родине, народу, свободомыслие и ненависть к самодержавию он пронес через всю жизнь. Высокой принципиальностью, честностью и беспощадной правдивостью отмечены вся его жизнь, творчество и музыкально-общественная деятельность. Думается, что не случайно Римский-Корсаков закончил свои воспоминания такими знаменательными словами: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда». (Н.А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни.)
Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них сочинения, тяготеющие к номерной структуре (Майская ночь, Снегурочка, Царская невеста) и к непрерывному развитию (Моцарт и Сальери, Кащей бессмертный, Сказание о невидимом граде Китеже, Золотой петушок); оперы с широкими массовыми сценами (Псковитянка, Майская ночь, Снегурочка, Млада, Садко, Китеж и без них (Моцарт и Сальери, Вера Шелога, Kaщей бессмертный), с развёрнутыми законченными ансамблями (Царская невеста) и без ансамблей (Moцарт и Сальери, Золотой петушок). В каждом конкретном случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. Я никогда не верил и не верю, подчёркивал Римский-Корсаков, в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм.