4 марта на международном фестивале «Al Bustan» в Бейруте (Ливан), где театр «Геликон Опера» побывает в 14-й раз, состоится премьера оперы Игоря Стравинского «Соловей» по сказке Г.Х. Андерсена. Московская премьера этой оперы, редко исполняемой в России, будет представлена труппой «Геликона» 7 мая.
В этой постановке «Геликон» уделяет внимание современной этнической музыке. «Участниками» действия станут ритуальные барабаны африканского народа ашанти (Гана).
Над спектаклем работают режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер Владимир Понькин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, балетмейстер Эдвальд Смирнов. В постановке заняты солисты, хор и оркестр театра «Геликон-Опера».
Первая постановка «Соловья» состоялась сто лет назад 26 мая 1914 года на сцене Парижской Оперы. Спектакль труппы Дягилева оформил Александр Бенуа, дирижировал Пьер Монтё. В 1917 году Стравинский скомпоновал из музыки оперы симфоническую поэму «Песнь соловья», которая легла в основу балета Леонида Мясина, оформленного Анри Матиссом. При возобновлении балета труппой Дягилева в 1925 году новую хореографию создал Джордж Баланчин.
Первая опера Стравинского написана на сюжет одноименной сказки Андерсена. Над либретто композитор работал вместе со своим другом Степаном Митусовым. Первый акт был закончен в 19081909 годах, но затем Стравинского отвлекли срочные заказы. В январе 1913 года Стравинский закончил крошечный вокальный цикл «Три стихотворения из японской лирики» и вскоре вернулся к миниатюрной китайской опере.
В 1962 году Стравинский вновь обратился к «Соловью», создав новую редакцию оперы, которая и легла в основу спектакля «Геликона». За китайской экзотикой скрывается легкая сатира на российский императорский двор, в духе «Золотого петушка» (1908) учителя Стравинского Римского-Корсакова.