Первая и единственная пока опера выдающегося российского композитора-песенника Давида Тухманова увидела свет в 2009 году исключительно благодаря безвозмездной поддержке благотворительного частного фонда Николая Цветкова, по совместительству еще и председателя крупной коммерческой корпорации. Однако эта премьера стала возможной, повторяем, только за счет личных средств его семьи и никоим образом не затрагивала капиталы возглавляемого им финансового гиганта. То есть это был пример чистого бескорыстного меценатства, а ни в коем случае не спонсорство, которое всегда предполагает извлечение прибыли. В данном же случае вся корысть от вложенных денег заключалась в полном приоритете отечественного производителя и потребителя. Другими словами, первыми зрителями тухмановского спектакля должны были стать непременно жители нашей страны, и они получили такую возможность на протяжении прошедших 5 лет. И вот, наконец, вчера, по истечении этого срока, все созданные к нему костюмы, декорации и реквизит перешли в собственность театра Геликон-опера, который и осуществил эту постановку при помощи главы банка «Уралсиба» и его семейного фонда Мета.
Опера «Царица». Источник фото: http://rb7.ru
За прошедшие годы опера «Царица» с успехом прошла в 15 регионах России, где ее посмотрели более 40 000 человек. К ней было создано порядка 700 комплектов исторической одежды и 135 париков. Например, только главная героиня Екатерина Великая за одно представление меняет свои наряды 11 раз. Высота декораций составляет 6,5 метров, что подходит лишь для самых больших театральных помещений. Понятно, что пойти на такие затраты во время экономического кризиса 2008-2009 годов не могла ни одна государственная концертная организация, ни один отечественный оперный театр. И произведение замечательного автора так бы и осталось на бумаге, если бы его друг и постоянный исполнитель тухмановских шлягеров, известный эстрадный певец Лев Лещенко не привлек к проекту бизнес-структуры в лице уралсибовского руководителя. Именно благодаря ему на российской сцене появился этот уникальный спектакль единственный после начала перестройки в нашей стране на историческую тему, созданный к тому же на самых современных принципах финансирования и основанный на новых, меценатских взаимоотношениях заказчика и исполнителя. Неудивительно, что сам композитор назвал такое стечение обстоятельств настоящим чудом.
Итак, опера Тухманова вернулась в свои родные пенаты, то бишь в московский театр Геликон, который сейчас с нетерпением ждет завершения реконструкции своего прежнего здания на Большой Никитской. Его открытие намечено на конец этого года, и уже сейчас совершенно ясно, каким именно спектаклем оно откроется.
Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"