31 января в Большом зале консерватории в концерте «Музыка с характером» за один вечер с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского выступят два выдающихся дирижера: руководитель БСО Владимир Федосеев и выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий.
В первом отделении прозвучат сочинения К.Пендерецкого, которыми продирижирует В.Федосеев: Симфониетта №3 (2008; первое исполнение в России) и Концерт для скрипки и альта с оркестром (2012; первое исполнение в России).
Солисты Никита Борисоглебский (скрипка) и Максим Рысанов (альт).
Во втором за пульт встанет сам Кшиштоф Пендерецкий: в его трактовке БСО исполнит Симфонию №7 Бетховена.
Кшиштоф Пендерецкий родился в 1933 г. в Дембице, учился в Краковской консерватории. Экспериментировал в области сонорики, применял кластеры, нетрадиционные способы пения и игры. В 1959 г. победил на II конкурсе Союза польских композиторов с сочинениями «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давида», получившими международную известность. Ключевое сочинение этого периода «Плач по жертвам Хиросимы» (1960), написанный за два дня. Вскоре маэстро отошел от звуковых экспериментов, отдав предпочтение духовной музыке; особенный успех имели «Страсти по Луке» (1965). В 1966 г. композитор впервые посетил СССР, где впоследствии неоднократно дирижировал. В 196669 гг. преподавал в Эссене (ФРГ) и Западном Берлине. В 1969 г. в Гамбурге и Штутгарте поставлена его опера «Дьяволы из Людена», вскоре появившаяся на сценах 15-и городов мира. C 1972 по 1987 гг. Пендерецкий занимал пост ректора Краковской консерватории, с 1973 по 1978 гг. преподавал в Йельском университете. К 200-летию США создал оперу «Потерянный рай»; за ее премьерой в Чикаго (1978) последовали постановки в Милане, Гамбурге, Штутгарте. С 1971 г. регулярно выступает как дирижер, представляя свою музыку во всем мире в том числе на Зальцбургском фестивале, в театре Ла Скала и Берлинской филармонии.
В 1970-х стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону неоромантизма («Польский реквием», инструментальные концерты, оперы «Черная маска» (1986) и «Король Убю» (1991), симфонии «Семь врат Иерусалима» (1996) и «Песни быстротечности» (2005) с участием хора и солистов).
Был главным приглашенным дирижером оркестров Северогерманского радио (Гамбург) и Центрального германского радио (Лейпциг), в 19871990 гг. руководил Краковским филармоническим оркестром. С 1997 г. возглавляет коллектив Sinfonia Varsovia, с 2000 г. был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Китая.
Продолжает регулярно выступать в России: в 2003 и 2008 гг. дирижировал московскими премьерами своих «Семи врат Иерусалима» и Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром, выступал также в Омске, Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Среди исполнителей сочинений Пендерецкого Герберт фон Караян, Юджин Орманди, Мстислав Ростропович, Зигфрид Пальм, Исаак Стерн, Борис Пергаменщиков, Жан-Пьер Рампаль, Барбара Хендрикс, Дитрих Фишер-Дискау, Зубин Мета, Вольфганг Заваллиш, Давид Герингас, Иван Монигетти, Александр Рудин, Анне-Софи Муттер.