Мариинский театр вновь обращается к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: 2 и 3 февраля свою сценическую версию «лирических сцен» представят режиссер Алексей Степанюк, художник Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова. За дирижерским пультом спектаклей Валерий Гергиев.
Нынешняя постановка станет восьмой с момента премьеры «Онегина» в Петербургской императорской опере в 1884 году. На казенную петербургскую сцену «Онегин» попал спустя пять лет после московской премьеры силами студентов Консерватории (1879 год). О постановке оперы в столичном театре ратовал император Александра III, который был большим поклонником «Евгения Онегина». Спустя около года после премьеры директор Петербургских императорских театров И.А. Всеволожский обратился к композитору с просьбой написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции опера впервые была исполнена 19 сентября 1885 года. Как дирижер и музыкальный руководитель премьеры 1884 и 1900 годов готовил Э.Ф. Направник.
С тех пор «Евгений Онегин» Чайковского стал в репертуаре Мариинского театра своеобразным рекордсменом по количеству представлений: в 1892 году прошел 100-й спектакль с момента премьеры; в 1924 отмечали 40-летие постановки оперы на Мариинской сцене, количество представлений к этому времени перевалило за 450; 17 января 2014 года прошел 1554-й спектакль.
В «Онегине» на Мариинской сцене пели Эмилия Павловская, Медея Фигнер, Мария Славина, Николай Фигнер, Леонид Собинов, Николай Печковский, Федор Шаляпин, а в постановках 1982 и 2002 годов Лариса Шевченко, Татьяна Новикова, Лариса Дядькова, Юрий Марусин, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов; Ирина Матаева, Владимир Мороз, Алексей Марков, Евгений Никитин, Евгений Акимов, Даниил Штода, Михаил Кит.
В советское время к опере обращались в 1920-м году, по настоянию дирижера Э.А. Купера поставив спектакль по партитуре 1-го издания; в 1929 году, когда творческая группа спектакля из дирижера А.В. Гаука, художника В.В. Дмитриева и режиссера Э.И. Каплана для создания «сквозного ритма спектакля» исключила из партитуры некоторые «пустые места»; в первый послеблокадный сезон в 1945 году под музыкальным руководством Б.Э. Хайкина.
Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живет спектакль Ю.Х. Темирканова, который поразил в 1982 году современников премьеры тем, как по-новому, «в теплом и человеческом ключе», был раскрыт образ Онегина.
Режиссер нового спектакля Алексей Степанюк, уже поставивший для Мариинского-2 в содружестве с художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой оперу Родиона Щедрина «Левша», хочет, чтобы «в спектакле молодые люди узнавали себя. Здесь возникает двойственная ситуация: многое меняется со временем меняются манеры, лексика, наш язык, наше поведение, но суть человека остается неизменной. Поэтому, с одной стороны, я хочу, чтобы в спектакле был хороший русский язык, манеры, этикет и нюансы поведения эпохи Пушкина. С другой очень важно, чтобы спектакль не превращался в экскурсию-путеводитель, чтобы он был психологически убедительным и все персонажи начиная от Онегина, кончая Зарецким и Ротным были живыми людьми».