Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки...

Спустя более 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его личности. По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь), рационализм, реалистический взгляд на жизнь. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

В 1784 году Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к степени Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.

Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт.

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А. Эйнштейн, «Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, — самая мысль о масонстве пронизывает его творчество».

Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях — это составные части кантат. Среди них такие сочинения, как «Погребальная масонская музыка» (K.477/479a), Адажио для двух бассетгорнов и фагота Фа мажор. (K.410/484d) (использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий), Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов Си мажор (K.411/484a) для вступления в ложу братьев ложи, Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.» Ми мажор, (K.471), Адажио и фуга До минор для струнного оркестра, (K.546), Адажио и Рондо До минор для флейты, гобоя, альта, виолончели и стеклянной гармоники, (K.617), Маленькая Кантата «Laut Verkiinde unsere freude» (K.623), и другие. Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер.

/news/2014/01/item8793.html 

/personslibrary?layout=person&informationtype=full&id=24/

/orfeus/programs/issue1998/

/news/2011/12/item5658.html


Вернуться к списку новостей