14 января в Рахманиновском зале Московской консерватории выступит известный композитор, пианист и дирижёр Александр Рабинович-Бараковский. Концерт пройдет в рамках проекта Алексея Любимова «Продолжая традиции Сергея Рахманинова». В год Рахманинова прославленный пианист и педагог, исследователь и просветитель рассказывает о редком явлении в современной музыкальной культуре композиторах и исполнителях в одном лице.
Еще в 80-е годы выступления Рабиновича-Бараковского вызывали жаркие дискуссии в среде музыкантов. Именно он впервые сыграл в России сонату «Конкорд» Ч. Айвза и «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, сочинения П. Булеза, Дж. Кейджа и других крупнейших представителей авангарда. Ему, блестяще закончившему Московскую консерваторию как пианист (класс Н. Фишмана) и композитор (класс Д. Кабалевского и А. Пирумова), трижды (!) отказывали в приёме в Союз композиторов.
В 1974 году Рабинович уехал из России. Жил во Франции, в Бельгии. С 1980 года проживает в Швейцарии.
Музыка Рабиновича-Бараковского исполнялась на Международном фестивале в Виттене, Венецианской биеналле (1977, 1979), Фестивале «Штирийская осень» (Steirischer Herbst, Австрия, 1977), Almeida Festival (Лондон, 1989), «Альтернатива» (Москва, 1989, 1990, 1991), Зальцбургском фестивале (1997). Как классический пианист он давал сольные концерты в Германии (в том числе, в «Геркулес-зале» в Мюнхене), во Франции (в т. ч. в парижском зале Gaveau), в Швейцарии, Италии, Норвегии и Японии. Дал около 50 концертов в качестве дирижёра. Много лет выступал в дуэте с легендарной пианисткой Мартой Аргерих. Безоговорочное признание критиков получили осуществленные ими записи музыки Рахманинова, Брамса, Моцарта, Р. Штрауса, Мессиана. Диски Рабиновича-Бараковского издаются звукозаписывающими фирмами VDE-Gallo, «Megadisc-Classics», «BIS», «TELDEC-Classics», «DG», «Аvanticlassic» и «Аkkord», «EMI Classics» и другими.
Все сочинения Рабиновича объединены в огромный цикл под названием «Антология архаических ритуалов: в поисках центра». Музыка для него способ найти верный путь для осмысления своего духовного опыта. Он увлекается одновременно наукой и алхимией, различными культурными и религиозными традициями. Ключевыми для его творчества стали религиозно-философские идеи единства и числовой символики. «Музыка в своей основе не имеет ничего оригинального. Она всего лишь имитирует окружающую звуковую реальность, пользуясь народными и классическими источниками (своего рода музыкальный опыт)», считает композитор.
«Музыка Рабиновича узнаваема с первого звука. Точнее с первого аккорда. Именно «триумфально неустойчивая устойчивость» и характеризует стиль композитора минимализм с крупицей сомнения, То есть, слушателю не бьют по голове прописными истинами, а заставляют над ними задуматься», пишет Елена Дубинец.
«3 Манас» для усиленного электрического рояля (клавиновы) созданы под впечатлением от выявленного взаимоотношения между разнообразными традиционными культурами: маори в Новой Зеландии, меланезийцев, полинезийцев, на Гавайях. Символика Маны указывает на мощный поток психической энергии. Понятие «манас» существует также в индуистских и буддистских традициях, обобщая все ментальные и психические функции.
«Манас» А.Рабиновича-Бараковского единый образ разумной энергии, эфира, пронизывающую электрическую вселенную, «думающее сердце».