2 января на сцене Большого театра в 500-й раз показали балет «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича. Пятисотый показ знаменитого балета случайным образом совпал с днем рождения постановщика. Выдающемуся хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу исполняется 87 лет.
Факт настолько невероятный, что даже сам именинник заподозрил в нем "некий момент фальсификации" - мол, не намеренно ли подверстали юбилей балета к его дню рождения? "Нет - все правильно в подсчетах", - подтвердили ИТАР-ТАСС в ГАБТе, отметив, что соответствующие службы несколько раз перепроверили количество представлений знаменитого спектакля. Сама история распорядилась так, чтобы в один день был двойной праздник: балета и его создателя.
"Премьера состоялась 12 марта 1966 года", - уточнил Юрий Григорович в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС. Однако личная творческая биография хореографа связана со "Щелкунчиком" значительно дольше. "Все началось в раннем детстве", - с улыбкой заметил балетмейстер. Он рассказал, как еще в 1930-х годах, будучи воспитанником Ленинградского хореографического училища, участвовал в "Щелкунчике", который шел тогда на сцене Мариинского театра в постановке известного хореографа Василия Вайнонена. "Мы, дети, очень любили этот балет, все в нем понимали и хорошо знали, что, когда закончим танцевать и подойдем к накрытому на сцене праздничному столу, то обязательно найдем на нем приготовленные для нас настоящие сладости", - вспоминает Григорович. Затем, став профессиональным артистом, он исполнял в этом балете сольные партии.
Вообще, о "Щелкунчике" он знает все, и даже больше. Историю создания балета излагает так, будто цитирует статью из энциклопедии. "В январе 1892 года Чайковский приступил к сочинению балета на сценарий Мариуса Петипа по сказке Гофмана и закончил партитуру в марте, и в этом же месяце музыка балета в виде сюиты впервые прозвучала в симфоническом концерте Русского музыкального общества в Петербурге, - просветил Григорович. - Успех сюиты был настолько велик, что пять из шести ее частей по требованию публики были исполнены повторно. В декабре того же года премьера "Щелкунчика" состоялась в Мариинском театре в Петербурге. В связи с тяжелой болезнью Мариуса Петипа балет ставил Лев Иванов".
В Большом театре "Щелкунчика" впервые показали 21 мая 1919 года в постановке Александра Горского, с декорациями и костюмами Константина Коровина. Затем балет ставился здесь еще дважды, причем оба раза - в 1932 году. Сначала это были хореографы Александр Монахов и Александр Чекрыгин, а потом - Василий Вайнонен.
В 1964 году главным балетмейстером Большого театра был назначен Юрий Григорович. Через два года он поставил здесь своего "Щелкунчика", премьера которого вызвала подлинную сенсацию. В заглавной роли выступил тогда Владимир Васильев, прелестную девочку-подростка Мари танцевала Екатерина Максимова.
"Это был прорыв в новый мир, в новое восприятие жизни, где взрослые вдруг стали детьми с чистотой сердец и душ, любовью и открытостью друг к другу. А весь период постановочной работы - настоящим праздником в ожидании чуда", - признался уже сейчас, по истечении почти полувека, народный артист СССР Владимир Васильев.
По сей день не скрывают своего восторга и другие исполнители заглавной партии в "Щелкунчике" Григоровича, также народные артисты СССР Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Вячеслав Гордеев, которые сошлись в коллективном мнении. "Наш "Щелкунчик" появился от всеобщей любви - как и должно все рождаться в искусстве, - убеждены прославленные танцовщики. - Однако при всей его простоте - он внутренне сложен. Как сейчас ясно, спектакль многое предсказывал - в первую очередь, творческое счастье, многолетний успех. Но он и пророчествовал - о нескончаемой борьбе мечты с реальностью, о превращениях сказки в прозу жизни, он предупреждал о потерях, горестях и скитаниях. Путь к звезде на вершине елки, который проходят герои в балете, прекрасен и тернист одновременно. Мы хотим, чтобы "Щелкунчик" оставался таким же дорогим для новых артистов, которые продолжают или начинают свое восхождение к Звездам".
"Новогодний" балет Григоровича остается в репертуаре Большого театра со дня премьеры. С гастролями он объехал всю планету и до сих пор является одним из самых востребованных в мире балетов. Только на сцене ГАБТа его уже посмотрели более 1.100.000 зрителей.