20 декабря 2013 года на сцене Культурного центра «Москвич» «Опергруппа» Василия Бархатова представит столичной публике премьеру оперы «Астероид 62» композитора Дмитрия Курляндского в постановке Капитолины Цветковой-Плотниковой.
Мы встретились с Дмитрием, чтобы поговорить о предстоящей премьере оперы "Астероид 62", а беседа получилась, как и всегда с Курляндским, очень интересная и обо всём сразу. Композитор рассказывает о том, каким может быть лирический Курляндский, о своих новейших музыкальных впечатлениях и планах на будущий сезон.
Елена Кравцун: Дмитрий, расскажите об истории создания оперы "Астероид 62".
Дмитрий Курляндский: Идея оперы родилась у меня в 2008 году. История началась с текстов поэта Димитриса Яламаса. Мне поэзия Димитриса близка по духу. В какой-то момент я подумал, а почему бы не сделать с его стихами либретто? Я отобрал некоторое количество текстов, и пока я соображал в каком контексте могут быть использованы эти стихи, мне пришла основная идея оперы, в центре которой четыре персонажа. Стало ясно, что мне не хватает ещё нескольких текстов, и Яламас дописал их специально уже для "Астероида".
По какому принципу отбирали тексты?
Основными темами были традиционные для оперы любовь, смерть и расставание. Расставание через смерть или расставание через разрыв отношений - эти абсолютно разные человеческие состояния мне было интересно исследовать.
С камерной оперой «Астероид 62» вы выиграли конкурс в Граце (Австрия). Это «соревнование» проходит каждые три года и, насколько мне известно, имеет статус «закрытого» мероприятия. То есть участники не могут сами отправить заявку на участие, претендентов должны рекомендовать члены оргкомитета. Может быть, вы знаете кто вас рекомендовал тогда?
Существуют такие композиторские и исполнительские конкурсы, где есть круг доверенных лиц, которые рекомендуют к участию конкурсантов. Кто меня рекомендовал, я лично не знаю. Я отправил на конкурс либретто оперы «Астероид 62» и прошел во второй тур в числе шести других композиторов. Ко второму туру надо было уже представить черновик одной сцены оперы. Видимо, жюри заинтересовало мое сочинение. В итоге опера оказалась в числе двух финалистов.
Дмитрий Курляндский. Photography by Aleksey Vylegzhanin
Я думаю, что многие согласятся с утверждением, что ваша музыка меньше всего ассоциируется с такими понятиями, как лирика и любовь. Как так вышло, что вам вдруг захотелось написать оперу на эти темы?
Во-первых, к этой опере я пришёл через текст Яламаса. Сами стихи продиктовали лирическое настроение. Но опять же это лирика, пропущенная через фильтр Курляндского, местами она жесткая, колючая. Тем не менее, это действительно моё самое лирическое сочинение. Страшно представить, там есть мелодии, обычные звуки на инструментах. На первой репетиции с исполнителями, которые уже привыкли к моей музыке, струнники удивлялись, увидев ноты: "Так нам надо настраиваться?", а духовики в свою очередь поражались, что им потребуются мундштуки для игры.
Значит ли это, что когда-нибудь вы эволюционируете к более-менее традиционным средствам музыкальной выразительности?
Первая сцена оперы была сочинена еще в 2008 году, то есть пять лет назад. С тех пор было много написано в более привычном для меня стиле. Это просто такой лирический островок в моём творчестве.
Вы как-то сказали, что «Астероид 62» территория очень личного признания, прямого тесного контакта. Что заставило вас его сделать? Одиночество художника в современном мире или какие-то события в вашей личной жизни...
Для меня в принципе искусство - это раскрытие личного пространства. Оно ни о чём больше, как только обо мне. Несмотря на специфику моего языка, все мои произведения - это интимные высказывания, очень личные и откровенные истории. "Астероид 62" не стал исключением.
Постановка "Астероида 62" в Граце. Фото: Kug/Wenzel. Источник: www.kug.ac.at
Путь современной оперы - быть камерной?
Быть разной. Камерная опера - это открытие XX века. Именно тогда возникли идеи моно-оперы, оперы для одного или двух инструментов с голосом или даже без голоса. Огромная работа Сальваторе Шаррино для флейты соло называется "Опера для флейты соло". Однако сегодня пишутся и большие оперы.
Когда вы писали эту оперу, чувствовали себя наследником оперных традиций?
Чувство наследничества - не самое развитое из моих чувств. На самом деле, я остался верен себе даже в мелодическом материале. Мелодическая линия в "Астероиде" построена на цепочке мажорных квартсекстаккордов - нисходящих, восходящих или ломанных. С этим связан мой личный слушательский опыт. В 2008 году я жил в Берлине. Там настолько громко звучат сирены скорой помощи, полиции, пожарников, что просто приходится затыкать уши. Эти берлинские сирены заставили меня вспомнить об амстердамских, где я тоже довольно много времени пробыл. В Амстердаме эти сигналы звучат как альбертиевы басы (Прим. ред.: изложение партии левой руки в фортепианной пьесе, названное в честь итальянского композитора Доменико Альберти, создавшего этот приём. Альбертиевы басы обычно имеют форму ритмически равномерно разложенных аккордов). Если сюда подключить ещё эффект Доплера, выйдет материал оперы "Астероид 62". Получается в итоге мелодия, но взятая из шума.
Я знаю, что в вашей опере есть даже арии и ансамбли...
Там есть увертюра, первая сцена построена на монологах четырёх персонажей, которые всё время прерываются, есть интермедии, квартет солистов, а завершается всё четырьмя лаконичными ариями главных персонажей. Разорванный материал из первой сцены складывается в линейную историю как раз в финале - это своего рода обретение целостности. Получается, структурно и по содержанию моя опера говорит именно про обретение целостности.
Несколько лет назад под эгидой фестиваля «Золотая маска» состоялся круглый стол «Современному театру современная опера». Вы в рамках дискуссии говорили о том, что опера с первой своей ноты должна создаваться в тесном сотрудничестве композитора, режиссёра-постановщика, дирижёра, осветителя, сценографа и так далее. Что происходит в вашей нынешней постановке?
Я говорил это, работая над постановкой своей большой оперы "Носферату" для Пермского театра оперы и балета. "Носферату" так и создавалась - в очень тесном контакте, мы все вдохновлялись творчеством друг друга. При создании "Астероида" имело место только сотрудничество композитора и либреттиста. И то часть текста уже существовала - моя задача была только услышать музыку в этом тексте. А когда я попросил Димитриса кое-что дописать, вот здесь уже началось очень плотное общение.
В 2011 году «Астероид 62» стал победителем конкурса камерных опер имени Иоганна Йозефа Фукса и был поставлен в октябре 2013 года в Граце режиссером Барбарой Байер и дирижером Вольфгангом Хаттингером с музыкантами и певцами университета искусств. Я никак не принимал участие в постановке, лишь приехал на генеральную репетицию. И для меня было полным сюрпризом, что они сделали.
Постановка "Астероида 62" в Граце. Фото: Kug/Wenzel. Источник: www.kug.ac.at
Вам понравилось? Эта постановка соответствовала вашему видению?
Да, безусловно. Спектакль сложился. Какие-то моменты, конечно, звучали иначе, чем я себе представлял. Было интересно услышать, как это звучит без моего участия, помощи и объяснений.
Нынешний режиссёр-постановщик - Капитолина Цветкова-Плотникова. Периодически я слышал о ней отзывы от своих знакомых как об активном и творческом человеке, видел фотографии её постановок. Потом мы познакомились и начали общаться. У нас появилась возможность сделать совместную постановку в рамках "Опергруппы"...
Получается, что вы сами привели своего режиссёра, а не содружество "Опергруппы" вам навязало свой выбор...
В данном случае, я предложил, потому что мне показалось, что у нас с Капитолиной может сложиться постановка. Она принесла несколько идей, которые мне очень понравились. Мы встретились с Василием Бархатовым, и он одобрил нашу команду.
Какая дальнейшая судьба у "Астероида 62" - есть уже договорённости, планы?
Я не могу ничего планировать. Я знаю, что "Опергруппа" заинтересована, чтобы это потом ещё где-то шло.
В прошлом году наблюдалась радостная сверхактивность в области современной оперы, а в этом году всё пошло на спад. В этом сезоне даже у "Опергруппы" всего два спектакля. По-вашему, в чём причина этого спада?
Год на год не приходится. Но ведь все не так плохо - «Франциск» Сергея Невского и «Два акта» Володи Раннева номинированы на «Золотую маску». Впереди премьера «Немаяковского» Алексея Сюмака в Михайловском театре. В конце этого года по идее опять обещают в Перми всё-таки дать "Носферату"...
Капитолина Цветкова-Плотникова
А что там случилось, что премьера до сих пор не осуществлена?
Исключительно финансовые вопросы. Творческая работа вся проведена, были репетиции и даже черновая запись сделана.
В следующем году будет достаточно активно, благодаря "Электротеатру", в котором я - музыкальный руководитель. Московский драматический театр имени К.С. Станиславского с приходом нового худрука Бориса Юхананова теперь называется "Электротеатр Станиславский" (Прим. ред.: До революции в здании на Тверской располагался модный кинотеатр «Электротеатр АРС», Станиславский создал в этом здании оперно-драматическую студию, а после войны здесь возник театр его имени). Мы будем делать роман-оперу Юхананова "Сверлийцы", - это своего рода оперный сериал. Первая серия, моя, уже ставилась в прошлом году, но теперь я делаю новую версию. Другие серии пишут Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский и Владимир Раннев. Так совпало, что 2015 год - это юбилейный год для нашей творческой группы СоМа (Прим. ред.: Сопротивление материала). И эти постановки как бы отмечают десятилетний путь нашего объединения.
А сейчас в театре готовится "Синяя птица"...
По Метерлинку? Что это будет?
Это будет трёхдневный спектакль. Не только по тексту Метерлинка, но и ещё задействована книга воспоминаний старейшин театра Коренева и Константиновой. Мы записали их воспоминания о жизни и о театре. В постановке они у нас играют Тильтиля и Митиль. Получается, такое путешествие по воспоминаниям.
Постановка "Астероида 62" в Граце. Фото: Kug/Wenzel. Источник: www.kug.ac.at
Ваша нынешняя работа в театре как-то повлияла на творчество, музыкальный язык, и как это проявляется?
Очень влияет, и это огромный разговор. До сих пор я работал с очень жёсткими структурами, а сейчас я отпустил себя и это произошло через театр. Театр позволил мне освободить своё музыкальное время. В мае, я надеюсь, будет премьера двух из семи камерных опер-инсталляций для четырёх исполнителей в одной московской галерее современного искусства. Эта работа уже написана в новом ощущении времени.
На ваш взгляд, произошли какие-то качественные изменения с момента создания СоМа в сознании отечественного слушателя по отношению к современной академической музыке?
Кардинальные изменения произошли. До 2005 года жизнь современной музыки локализировалась на двух-трёх фестивалях. А с 2005 года произошёл информационный взрыв, мы со своими манифестами создали довольно громкую информационную ситуацию и обратили на себя внимание сообщества визуальных артистов - режиссёров, художников. Театры, музеи, галереи, центры современного искусства стали привлекать в свои проекты современную музыку, молодых композиторов. Не говоря о "Территории", "Платформе" на Винзаводе, «Опергруппе».
Глядя на сложившуюся политическую ситуацию в нашей стране, не кажется ли вам, что вся та активность, которую вы развивали в скором времени заморозится, что её придётся свернуть?
Все к тому идет. Но заморозиться могут проекты, а творчество будет продолжать существовать. Если это произойдёт, то мы вернёмся к ситуации конца 1990 годов, когда мы не слышали ни о Невском, ни о Раевой, или ещё о ком-то другом, потому что они работали исключительно за границей.
С 2005 года ведь начался ещё и процесс возвращения музыки наших "иностранцев" - русских композиторов, работавших за рубежом. Это и Сергей Невский, и Оля Раева, и Саша Филоненко.
В этом году вы были в составе жюри авторитетного Международного конкурса композиторов «Gaudeamus», который проходит в Нидерландах с 1945 года. Каковы ваши впечатления от музыки конкурсантов? Когда-то вы сами были финалистов этого конкурса, насколько я помню. Как смотрятся работы отечественных композиторов, по сравнению с зарубежными авторами? Многие говорят, что наша композиторская школа отстаёт в технологическом отношении...
Да, всё верно, десять лет назад я был в числе победителей. В прошлом году в финал вышли Александр Хубеев и Елена Рыкова, в этом году Марина Полеухина и Анна Корсун (из Украины). То, что наши композиторы постоянно участвуют, регулярно отбираются на конкурсы, не может не радовать.
Технологический момент в современной музыке, в котором может быть отставание, сегодня уже отходит на второй план. На авансцену выходит человеческая индивидуальность композитора и способность эту индивидуальность в звуках или вообще музыкальной ситуации реализовать. Независимо от технологических рамок.
Вопрос соответствия какому-то определенному стилю, который ещё десять лет назад был очень важен, сегодня очевидно утрачивает актуальность. Всё чётче артикулируется аксиома: композитор = стиль. У каждого сочинителя свой стиль. Поэтому здесь уже можно отставать только в том, насколько у тебя артикулирован твой индивидуальный стиль, а не стиль соседа.
Постановка "Астероида 62" в Граце. Фото: Kug/Wenzel. Источник: www.kug.ac.at
Сегодня некоторые зрелые композиторы с уже сложившимся стилем и именем тоже пробуют отказаться от звуковысотности, от концвенционального исполнительства, то есть использовать те приёмы, которые свойственны лично вашей музыке и ваших соратников по СоМа. Как вы воспринимаете эти опыты - вам смешно, интересно, критично?
Важно, чтобы стиль, в котором ты работаешь, был органичен тебе как личности, - стиль не нечто внешнее, чуждое по отношению к автору.
Из самых новых сочинений современных композиторов, какое вы считаете наиболее удавшимся?
Своих коллег?
Да. Какие опусы вы лично можете порекомендовать молодым авторам в качестве критерия?
Для меня стало открытием сочинение play.list Бори Филановского, которое он представил в рамках "Платформы" (Прим. ред.: С 22 ноября по 1 декабря 2013 года на «Платформе» прошёл фестиваль «Будущая Музыка». Специально для этого проекта «Платформы» свои работы представят Владимир Мартынов, Дмитрий Курляндский, Антон Васильев, Сергей Невский, Владимир Раннев, Петр Поспелов, Борис Филановский, Сергей Загний, Кирилл Широков, Сергей Летов и Влад Быстров). Опера Володи Раннева "Два акта" произвела на меня глубочайшее впечатление. Очень понравилось сочинение Юрия Воронцова "DRIFT" для ансамбля .
В музыкальном сообществе говорили, что как раз это произведение в чём-то идёт за находками СоМА, вашими приёмами...
Странно Оно очень личное, я не вижу в нём никакой параллели со мной. Возможно есть схожие "словарные" элементы внутри сочинения, но это совершенно разная музыка. Он - открытый, эмоциональный, даже слегка сентиментальный по-хорошему. Это мне совсем несвойственно, я всегда дистанцируюсь от эмоций.
В преддверии Нового года что бы вы пожелали своему слушателю?
Всегда слушать и слышать себя, чтобы ничто не мешало и не заслоняло собственный голос. Это принципиально важно.
Материал подготовила Елена Кравцун специально для радио "Орфей"