11 декабря весь мир празднует Международный день аргентинского танго. Роковой танец-импровизация, "танец страсти и смерти", как его ещё называют, сегодня столь же популярен, как и сто лет назад. Чтобы окунуться в звуки Буэнос-Айреса, совсем не нужно покидать Москву. Достаточно прийти на концерт оркестра "Pasional", который состоится в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки. Музыканты исполнят танго «золотой» эпохи, танго Nuevo Астора Пьяццоллы и собственные авторские композиции.
В преддверии декабрьского концерта специальный корреспондент радио "Орфей" Елена Кравцун побеседовала с Дмитрием Коваленко - руководителем оркестра "Pasional" и исполнителем на бандонеоне. Он рассказал, почему именно 11 декабря стало Днём рождения танго, что такое бандонеон и какие годы были золотыми для танго.
Елена Кравцун: Дмитрий, почему Международный день танго отмечается 11 декабря?
Дмитрий Коваленко: 11 декабря 1887 года родился певец Карлос Гардель - культовая фигура в танго-культуре и признанный король этого танца. Он сделал головокружительную карьеру. Приехав в шесть лет в Аргентину из Франции, перебиваясь случайными заработками, Гардель влюбился в танго с первого взгляда. И вскоре он прославился на весь мир. Кстати, его можно увидеть в кино. Гардель успешно снимался в Голливуде. Когда приезжаешь в Аргентину, то видишь изображения Карлоса буквально на каждом шагу. Если говорят, что "Буэнос-Айрэс - это танго", то Гардель - это поистине бог танго.
Твой оркестр носит название "Pasional". Чем приглянулось именно это слово, а не какое-то другое?
"Pasional" в переводе с испанского означает "страстный". Именно это слово приходит первым на ум, когда речь заходит о танго. Мы выбрали такое название, чтобы у слушателей сразу же возникали нужные, правильные ассоциации.
Как так получилось, что именно танго стало вашей путеводной звездой, "вашей" музыкой?
Потому что с этой музыкой я знаком давно. Это уже второй коллектив, в котором я играю - первый назывался Soledad. Он просуществовал десять лет, но пришлось создать другой оркестр. Мы работаем уже два года. За это время мы успели стать постоянными участниками танго фестивалей, как в России ("Танго Белых Ночей" Санкт-Петербург, "В Объятиях Танго" Тюмень), так и за рубежом ("TangoTage" Лейпциг, "TangoCamp" Маттштед, "Tango Fiesta" Рига, "Tango d’Amore" Одесса, Будапешт).
Есть принципиальная разница между восприятием танго нашими соотечественниками и зарубежными слушателями?
Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить, какое танго мы играем. "Pasional" исполняет танго двух направлений. Это танцевальное танго - музыка 30-40 годов, когда сформировался золотой фонд аргентинского танго. Под него люди танцуют и оно обладает своими стилистическими особенностями. Исполнение этой музыки должно вызывать желание, импульс выйти на танцпол. Это музыка координанально отличается от танго Nuevo, ярким представителем которого был Астор Пьяцолло. Это музыка уже не для танца, а для слуха. Везде танго воспринимают по-разному. В южных странах более открыто и тепло. В северных, сколько мы ездили, её воспринимают более прохладно в силу территориального расположения. На восприятие влияет и место, где мы играем. Это может быть мелонга - если говорить простым языком, это аргентинская "дискотека". Публика реагирует ярко, а на концертах в залах более сдержанно, и это естественно.
Я знаю, что участники оркестра "Pasional" - выпускники лучших музыкальных вузов страны, профессиональные музыканты и лауреаты бесчисленных конкурсов. Как руководитель коллектива расскажи, пожалуйста, о каждом исполнителе.
Я играю на бандонеоне, руковожу оркестром и делаю аранжировки. Я закончил РАМ им Гнесиных по классу народного артиста РФ, профессора Ю.П. Дранга. На контрабасе у нас играет Евгений Козлов. Он - выпускник Государственной Классической Академии им. Маймонида. Евгений ещё и композитор...
Правильно ли поняла, авторские композиции, которые будут исполнены 11 декабря сочинил именно он?
Да, всё верно. В целом, наше творчество носит коллективный характер, но композиторские идеи, в основном, идут от Евгения и нашего скрипача Константина Дорохова. Кто-то приносит сочинённую мелодию, мы над ней работаем, собираем эскизы вместе, и получается новая композиция. Константин, кстати, ещё учится в Академии им. Гнесиных. За роялем в нашем танго-оркестре сидит Михаил Морозов. Он несколько лет назад окончил Московскую Государственную Консерваторию. Играть танго он начал два года назад. Ещё будучи студентом училища, он услышал записи ансамбля Soledad, впечатлился и решил, что когда-нидудь обязательно будет играть танго. Так и получилось.
Как вы пришли к идее писать авторское танго?
К чужым композициям мы относимся как исполнители-интерпретаторы чужого замысла, а хочется привнести что-то своё, сделать свой вклад в танго-культуру на русской почве.
Ты играешь на достаточно редком для нашей страны инструменте - бандонеоне. Как складывались твои взаимоотношения с ним?
В России действительно этот инструмент встречается нечасто. Исполнителей на бандонеоне можно пересчитать по пальцам одной руки. По версиям некоторых исследователей, название инструменту дала фамилия немецкого музыканта и изобретателя, Генриха Банда (Heinrich Band). Сам бандонеон задумывался как замена органа в церкви. Он был удобен для миссионеров. В середине XIX века инструмент получил большое распространение в Германии. вместе с эмигрантами из Старого света, моряками он попал в Латинскую Америка, в частности, в Аргентину. В 20-30 годы были привезены десятки тысяч бандонеонов, которые стали идеальными инструментами для исполнения танго.
Мой знакомство с бандонеоном связано с Пьяцоллой. Я впервые услышал его музыку на ТВ, когда жил на Дальнем Востоке, потом стал собирать альбомы. На обложке одного из них я увидел название "Бандонеон". Сначала я думал, что это название аккордеона, но просто на каком-то другом языке. Я всё думал: "Как же так, я играю на аккордеоне, но он у меня так не звучит, как этот инструмент с записи". Это был первый импульс для знакомства с бандонеоном. Я много слушал Концерт для бандонеона с оркестром Астора Пьяцолло. Кстати, 30 января я буду исполнять это произведение в Концертном зале им. Чайковского с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.
Свой бандонеон я купил в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Он марки Alfred Arnold Doble A, именно на такой модели играл сам Астор Пьяццолла. Инструмент этот - 1939 года выпуска. По звучанию особенно ценятся именно довоенные модели. Когда я взял его в руки, я понял, что для меня всё начинается сначала. Я даже не смог сыграть простую мелодию, устройство очень отличается от аккордеона. Звучание настолько потрясающее, что я бросился, как можно скорее учиться играть на нём. Я ездил в Аргентину ещё раз, чтобы обучаться игре на бандонеоне. Этот щемящий тембр проникает глубоко в сердце и уже не забывается никогда.
Как ваш оркестр находит композиции для своих концертов? Как происходит отбор?
В 30-40 годы существовало огромное количество танго-оркестров, каждый из которых обладал своим неповторимым звучанием. Например, оркестры Мигеля Кало, Хуана Д'оренцио, Освальдо Фресседо, Винсенто Греко, Педро Лауренс. Всё это было танго. Мы выбираем композиции из репертуара этих оркестров. Танго-оркестр - это музыкальный коллектив, в состав которого входят бандонеон, скрипки, контрабас и рояль. Иногда добавляются ещё духовые, за редким исключением арфа. Ударные в классическом аргентинском танго не используются. Профессиональные танцоры выступают под раритетные записи тех оркестров, которые я перечислил. Это создаёт особую атмосферу. Записей очень много. Мы что-то ищем сами, также сотрудничаем с диджеями, которые ставят пластинки на фестивалях танго, конкурсах танцев.
Сами вы танцуете танго?
Я танцую танго, начинал заниматься этим несколько лет назад. Я танцевал на самых популярных мелонгах Буэнос-Айреса, сейчас в силу занятости не всегда получается это делать. Однако когда мы выступаем я иногда выхожу на паркет.
Материал подготовила Елена Кравцун