«Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание — голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть», — сказала однажды о нем Монтсеррат Кабалье.


Хосе рано начал петь. У него оказался прозрачный звонкий дискант, чем-то напоминающий голос Робертино Лоретти. Особой любовью к опере Хосе проникся после того, как посмотрел фильм «Великий Карузо» с Марио Ланца в главной роли.

Однако семья Каррерасов, состоятельная и респектабельная, готовила Хосе отнюдь не артистическое будущее. Он некоторое время работал в родительской косметической фирме, развозя на велосипеде корзины с товаром по Барселоне. В то же самое время он учился в университете, а свободные часы делил между стадионом и девушками. К тому времени его звонкий дискант превратился в столь же красивый тенор, но мечта осталась прежней — сцена оперного театра.

Взлет Каррераса на вершину оперного Олимпа многие сравнивают с чудом. Трудно сказать, что привлекло внимание великой Монтсеррат Кабалье в первую очередь — поразительно красивая, аристократическая внешность или удивительной окраски голос. Но, как бы там ни было, она взялась за огранку этого драгоценного камня, и результат, в отличие от рекламных обещаний, действительно превзошел все ожидания. 

Прошло всего несколько месяцев, и молодого певца начали оспаривать друг у друга лучшие театры мира. Однако Хосе не торопился заключить контракты. Он берег голос и шлифовал свое мастерство. На все заманчивые предложения певец отвечал: «Я еще мало умею». Не без колебаний он все же принял предложение Кабалье выступить в «Ла Скала». Но волновался напрасно — его дебют прошел с триумфом.

После выступления с Кабалье в «Набукко» Верди (партия Исмаэля) и «Лукреции Борджиа» Доницетти (партия Дженнаро) к нему пришла подлинная громогласная слава. С 1974 года Хосе Каррерас поет в «Ковент-Гардене» (Альфред, Неморино, Рудольф и др.), в этом же сезоне с большим успехом дебютирует в «Метрополитен-Опера» (партия Каварадосси) и «Ла Скала» (партия Ричарда в опере «Бал-маскарад»). С 1976 года певец участвует в Зальцбургском фестивале.

Каррерас ведет напряженную творческую жизнь. Он выступает на всех крупнейших оперных сценах мира. Его обширный репертуар включает не только оперы Верди, Доницетти, Пуччини, но и такие произведения, как оратория «Самсон» Генделя и «Вестсайдская история». Последнюю Каррерас исполнил в 1984 году, а дирижировал автор — композитор Леонард Бернстайн.

Все шло хорошо, но буквально за сутки Каррерас превратился из знаменитого певца в человека, которому нечем заплатить за лечение. К тому же диагноз — лейкемия — оставлял мало шансов на спасение. Весь 1989 год Испания наблюдала за медленным угасанием любимого артиста. Ко всему у него оказалась редкая группа крови, и плазму для пересадки пришлось собирать по всей стране. Ничего не помогало.

Но был человек, который продолжал верить в его выздоровление. Кабалье отложила все дела, чтобы быть рядом с Каррерасом. И чудо произошло — новейшие достижения медицины дали результат. Лечение, начатое в Мадриде, успешно завершилось в США. Испания с восторгом приняла возвращение своего кумира.

Едва оправившись от болезни, Каррерас направился в Москву, где в дуэте с Монтсеррат Кабалье дал благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении . Впоследствии артист много раз приезжал с гастролями в Россию.

В 1990 году сотни миллионов телезрителей со всего мира могли видеть и слышать концерт «Трёх теноров», открывающий футбольный кубок мира в Риме. Этот концерт, первоначально задумывавшийся как способ помочь фонду Каррераса, стал традиционной встречей Каррераса и его коллег Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.

В 1992 году Каррерас выступал на открытии и закрытии Олимпийских игр, проходивших у него на родине, в Барселоне. В начале 1990-х участвовал в постановках «Кармен» и «Самсон и Далила». Затем тенор полностью сосредоточился на сольных выступлениях. В операх его можно было увидеть не чаще, чем один-два раза в год, и каждый раз такое выступление становилось событием мирового масштаба. Последнюю партию артист спел в 1998 году в опере «Слай» Вольфа-Феррари, а в 1999 году в той же постановке пел в США, на американской премьере в Вашингтонской опере.

В 1990-х и начале 2000-х годов Каррерас давал в среднем 50 концертов в год. В 2009 году тенор объявил о завершении оперной карьеры, поскольку не мог больше выдерживать изнурительные нагрузки на театральной сцене.

Хосе Каррерас — почётный доктор ряда университетов мира, посол Доброй Воли ЮНЕСКО и руководитель Международного фонда по борьбе с лейкемией.

В честь Каррераса в Испании названы консерватория, несколько музыкальных школ и концертных залов.

Статья подготовлена по материалам открытых источников

Фото - http://www.performing-musician.com/


>>> Хосе Каррерас в «Персонах Орфея»

Вернуться к списку новостей