20 декабря в Концертном зале имени Чайковского Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением своего художественного руководителя Владимира Федосеева представит программу, посвящённую 110-летию со дня рождения Арама Хачатуряна. Концерт состоится в рамках юбилейного, пятидесятого филармонического фестиваля «Русская зима» и входит в филармонический абонемент БСО «Под покровом музыки».
Название цикла указывает на существенную роль в его программах программной музыки, произведений, на создание которых повлияли литературные, художественные или поэтические первоисточники. Поэтому центральное место в концерте памяти Хачатуряна занимает его музыка к балетам и драматическим постановкам: сюиты из музыки балетов «Гаянэ» и «Спартак», а также фрагменты из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». На первый взгляд, стоит особняком Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром, опирающаяся на стилистику концертного жанра. Но уточнение «рапсодия» указывает на свободную, импровизационную форму высказывания, а сольная партия в исполнении блистательного виолончелиста Александра Князева будет наверняка решена ярко эмоционально, подобно драматическому монологу.
Дирижировать БСО будет не только Владимир Федосеев, но и его дирижёр-ассистент Денис Лотоев, а также давно сотрудничающий с оркестром и неоднократно выступавший с БСО, авторитетный оперный дирижёр, работавший в разных оперных театрах России, а ныне особенно тесно сотрудничающий с театром «Новая опера» Николай Винокуров.
Про музыку Хачатуряна говорят, что с нею закончился ХХ век, и в творчестве Хачатуряна, как и в наследии Шостаковича и Прокофьева, подводится итог многовекового развития симфонической традиции. Ученик Мясковского, Хачатурян наполнил симфоническую драматургию самобытным национальным тематизмом и яркой, оригинальной образностью. В его музыке удивительно естественно и гармонично соединились ориентальная интонационность и широта русской души.
«Произведения, уходящие корнями в народную музыку они вечны», - говорит Владимир Федосеев, - «Я играю Хачатуряна давно, мы с БСО исполняли его музыку во всех странах мира, и ВЕЗДЕ она производила колоссальный эффект. Особенно я люблю Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Бал-маскарад», который иногда нам приходится играть на бис по несколько раз, так неистовствует публика в ответ на исполнение этой пьесы. Эта музыка необычайно свежа и современна».
В программу концерта вошли произведения, созданные композитором в разные периоды творчества. Это и написанная перед войной и словно пронизанная предгрозовой атмосферой довоенных лет музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года в Театре имени Е. Вахтангова.
Балет «Гаянэ» (1942) и составление сюиты из его музыки (1943), созданные в годы Великой отечественной войны знаменуют начало творческой зрелости композитора, кульминацией которой стало создание «героической хореодрамы» балета «Спартак» (1945), стиль которого Хачатурян определяет так: «Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой тематики «Спартака». Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы». В поздний период творчества композитор больше обращается к инструментальной музыке. Именно тогда появились две инструментальные триады: концерты-рапсодии для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968).
Таким образом, концерт БСО под управлением Владимира Федосеева не только отдаст дань 110-летнему юбилею со дня рождения композитора, но и станет мини ретроспективой творчества Хачатуряна.