Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в провинциальном городке Кот-Сент-Андре. Под влиянием отца, интересовавшегося материалистической философией и общественными вопросами, сложилось гражданское сознание Берлиоза. Это в немалой степени отразилось и на его творчестве. С ранних лет ему привили высокие, строгие критерии искусства. Больше всего будущего композитора еще в детстве поражали церковные службы своей драматичностью и эмоциональностью. Отражение этого легко можно заметить во многих его произведениях.
В детстве Берлиоз не получил профессионального музыкального образования, так как он воспитывался деревенским бытом, с его песнями, обрядами, гимнами и т.д. Поэтому первые свои произведения он писал для камерных ансамблей, и в раннем детстве даже не имел понятия о фортепиано.
В 1821 году он переезжает в Париж, чтобы, согласно желанию родителей, обучатся медицине. Неприязнь к будущей профессии и твердое желание стать музыкантом заставили его покинуть институт. Лишившись материальной поддержки родителей и пробиваясь сквозь непонимание, Берлиоз все же добивается успеха, и где-то через десять лет становится признанным лидером новой французской симфонической школы.
Поступлению Берлиоза в консерваторию предшествовало серьезное самообразование. Идеалом для него тогда послужили гениальные оперы Глюка и его последователей. Берлиоз совершенствовался, детально изучая партитуры этого композитора.
Лишь в 1826 году Берлиозу удалось поступить в Парижскую консерваторию. Здесь он приобрел необходимый профессионализм. Но главное, Берлиоз попал в общество людей из творческой элиты. Он встречался в те годы с Гюго, Бальзаком, Готье, позднее с Гейне, Дюма, Листом, Шопеном, Паганини. Больше того, двадцатилетний молодой человек не боялся выступать в открытой полемике в прессе, в защиту классической французской оперы. Перо стало его вторым оружием.
Еще в студенческие годы Берлиоз начал знакомить парижан со своим творчеством. В 1825 году была публично исполнена его месса. В 1830 прошел первый авторский концерт, имевший большой успех.
Пребывание в Италии, обусловленное получением Римской премии в 1830 году, несомненно, повлияло на творчество композитора. Надо сказать, что премию ему присудили лишь с четвертого раза, когда вместо своих новаторских сочинений, не поддававшихся восприятию академиков, он предложил на конкурс произведение специально им составленное по академическим канонам. В Италии Берлиоз познакомился сГлинкой и Мендельсоном. В те годы (1831-1832) самым большим потрясением для него стало знакомство с произведениями Байрона.
С конца 1832 года в жизни Берлиоза наступил самый плодотворный период. В течение последующих пяти лет он сотворил свои лучшие произведения. Он сочинил три симфонии: "Гарольд в Италии", "Ромео и Джульетта" и "Траурно-Триумфальная", оперу "Бенвенуто Чиллини", драматическую легенду "Осуждение Фауста".
Однако не все было гладко в жизни композитора. Его творчество так и не приняли консерваторские и театральные круги. А единственным источником дохода была музыкально-критическая деятельность, которая отнимала лишние силы, и которую Берлиоз временами просто ненавидел.
Начиная с 1843 года и до самой смерти Берлиоз непрерывно гастролировал в качестве дирижера. Его первая поездка в Россию состоялась в 1847 году и принесла ему небывалый артистический и материальный успех. Второй раз он посетил Россию уже незадолго до смерти в 1864 году.
Последние годы жизни Берлиоза прошли в одиночестве. Умерли его первая и вторая жена, сестра, единственный сын. Состояние Европейского искусства удручало. Единственное, что давало ему надежды на будущее - русская школа. Он до последних дней переписывался со своими русскими друзьями.
8 марта 1869 года Берлиоз скончался от долго мучавшего его заболевания, связанного с нервным истощением.