После падения Берлинской стены и объединения Западного и Восточного Берлина перед властями города встала очень сложная задача как финансировать 3 оперных театра («Комише Опер», «Дойче Опер», «Штаатсопер»), не говоря уже о 17 драматических театрах и 8 оркестрах.
Что касается оперы, то тут прямыми конкурентами выступали основанная в начале ХХ века «Дойче Опер», и созданная в 1742 году «Штаатсопер». Всерьез обсуждался вопрос о слиянии двух театров.
В конце концов, в 2004 году была создана городская зонтичная организация Оперный фонд, которая образовала единый кордебалет, общие цеха по производству костюмов и декораций и начала регулировать художественное планирование для всех оперных столичных театров.
Спустя почти 10 лет ситуация выглядит по-иному. Оба соперничающих театра, находящиеся на расстоянии нескольких кварталов друг от друга, в этом месяце осуществляют новые постановки опер Верди, посвященные 200-летию со дня рождения композитора.
В «Штаатсопер» 29 ноября состоялась премьера совместной с «Theater an der Wien» постановки Филиппом Штётцлем «Трубадура» с Анной Нетребко и Пласидо Доминго, а в «Дойче Опер» идет «Фальстаф» (премьера состоялась 17 ноября) в постановке Кристофа Лоя.
Даниэль Баренбойм возглавляет «Штаатсопер» вместе с интендантом Юргеном Флиммом, в «Дойче Опер» пятый сезон руководит Дональд Ранниклз, к которому в прошлом сезоне присоединился интендант Дитмар Шварц. Здание на Ундер ден Линден, в котором располагалась «Штаатсопер», сейчас перестраивается (стоимость работ примерно 300 млн. евро). Предполагалось, что оно откроется в этом году, однако теперь открытие отложено до 2016 гjlf. А пока труппа выступает в Шиллеровском театре, который был специально реставрирован для нее в 2010 г.
«Дойче Опер» получила 20 миллионов евро на замену устаревшей машинерии сцены.
Интенданты трех театров ныне успешно сотрудничают. Бывают даже случаи, когда один режиссер осуществляет постановки в ранее конкурировавших театрах. Так, Штётцл в прошлом сезоне поставил «Парсифаль» в «Дойче Опер», а в этом «Трубадур» в «Штаатсопер».
Одна из важных задач Оперного фонда координация репертуара. Новая постановка такой оперы, как «Фальстаф», может быть осуществлена только через три года. Менее известные произведения могут быть поставлены через пять лет.
Нынешний генеральный директор Оперного фонда Георг Фиртхалер утверждает, что конкуренция пошла на благо и «Дойче Опер», и «Штаатсопер».
Несмотря на то, что «Штаатсопер» сейчас выступает в театре, вмещающем всего 976 человек (на 414 меньше, чем в своем здании), в прошлом сезоне спектакли посмотрели 180 тысяч человек. Посещаемость составила 88%. «Дойче Опер», вмещающая 1800 человек, достигла показателя в 93%, ее спектакли увидели 21,8 тысяч человек.