22 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Бенджамина Бриттена. Бриттен сумел развеять музыкальный штиль, который установился после смерти барочного композитора Генри Пёрселла целых три столетия Англия не могла похвастаться композитором такой же величины.
В Московской консерватории пройдут два концерта из юбилейных «Сезонов Бенджамина Бриттена в России».
1 декабря в Малом зале исполнят «Кантикли» и ирландские народные песни Пёрселла в авторской обработке Бриттена. От «песен библейских» (так расшифровывается слово «кантикль») можно было бы ожидать вполне традиционного, умеренного звучания, если бы их написал не Бриттен. Для композитора старые жанры и установки служат фундаментом, но не строгим правилом.
Чисто вокальную форму кантикля он смешивает с необычным инструментальным составом. Некоторые тексты для «Кантиклей» Бриттен берет из английской поэзии, обходя стороной традиционную для этого жанра Библию: например, пятый и четвертый «Кантикли» написаны на стихи поэта-модерниста Томаса Элиота. Более того, каждый «духовный гимн» это личная история из жизни Бриттена. Первые три «гимна» пропитаны идеями пацифизма, а пятый посвящен писателю Уильяму Пломеру. Похожим образом он поступает с песнями Пёрселла, обогащая музыкальными красками ХХ столетия.
Впервые в России на одну сцену поднимутся знаменитые английские певцы баритон Питер Колман-Райт, контратенор Йестин Дэвис и тенор Иэн Бостридж. Дэвис, один из самых востребованных контратеноров наших дней, выступал в Королевском театре Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, пел с нидерландским королевским оркестром Консертгебау. Бостридж известен как один из главных исполнителей Бриттена он записал многочисленные вокальные циклы, а также несколько версий грандиозного «Военного реквиема».
Под стать звездному вокальному составу не менее известные музыканты-инструменталисты. Партию фортепиано исполнит Джулиус Дрэйк, выступающий на лучших концертных площадках мира и записавший несколько дисков вместе с Бостриджем. Также в концерте примут участие валторнист Ричард Воткинс и арфистка Елизавета Бушуева.
Бриттена при жизни признавали величайшим национальным оперным композитором. Его музыкально-драматические произведения идут в оперных театрах по всему миру. 8 декабря в Большом зале Консерватории впервые в России исполнят его последнюю оперу «Смерть в Венеции». Авторство либретто принадлежит Мифанви Пайперу по просьбе Бриттена он адаптировал одноименную новеллу Томаса Манна.
В музыкальном отношении «Смерть в Венеции» яркий пример позднего стиля Бриттена, которому свойственны лаконичные инструментальные составы. Впрочем, в опере есть место и экспрессивным моментам в духе Густава Малера (не случайно главный герой писатель назван тем же именем), и необычным инструментам. Так, в «Смерти» звучит гамелан индонезийский перкусионный оркестр.
Партии главных героев споют Иэн Бостридж (тенор), Питер Колман-Райт (баритон) и Йестин Дэвис (контратенор). Сопровождать солистов будет Концертный симфонический оркестр Московской консерватории.
За дирижерский пульт встанет легендарный дирижер Геннадий Рождественский, друг Бриттена и пропагандист современной музыки. Рождественский дирижировал сочинениями Пуленка, Хиндемита, Шнитке в те времена, когда актуальная музыка была в глубокой опале. Отечественный мэтр руководил Венским симфоническим и Стокгольмским Королевским филармоническим оркестрами, а также выступал с Берлинским филармоническим оркестром и Консертгебау. В сезоне 2000-2001 он был художественным руководителем Большого театра. За более чем шестидесятилетнюю карьеру дирижер записал более 700 дисков и пластинок среди всего прочего в его дискографии есть исполнения всех симфоний Брукнера, Глазунова, Прокофьева, Сибелиуса, Чайковского, Шостаковича.
Рождественского считают настоящим знатоком Бриттена. 22 ноября в Камерном музыкальном театре оперы им. Б.А. Покровского он руководил первой театральной постановкой «Блудного сына».