100-летию Бенджамина Бриттена Большой театр посвящает серию камерных концертов в Бетховенском зале.
«Человеческий голос» так называется первый бриттеновский вечер в Бетховенском зале 10 ноября. Идея этого своеобразного «Приношения» Бенджамину Бриттену принадлежит пианисту и организатору, руководителю музыкальных фестивалей Алексею Гориболю (уже принявшему участие в концертной жизни Бетховенского зала этим летом он и Полина Осетинская исполнили здесь сонаты Моцарта в обработке Грига).
В концертах примут участие: артистка Молодежной оперной программы (МОП), лауреат I премии Международного конкурса королевы Сони в Осло Кристина Мхитарян, недавние выпускники МОП, лауреаты Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» Надежда Карязина, приглашенная солистка, и Константин Шушаков, ныне солист оперной труппы Большого театра; а также ее ведущие солисты Светлана Шилова, Максим Пастер и Марат Гали; приглашенный солист, обладатель «мужского сопрано» Олег Рябец и артисты оркестра Большого театра Софья Беляева (гобой), Андрей Ферапонтов (валторна) и Петр Кондрашин (виолончель), Нина Рябчиненко (арфа), концертмейстер Маргарита Петросян (фортепиано).
Куратором Бриттеновских программ в России выступает Людмила Ковнацкая музыковед, профессор, автор первой монографии про Бриттена, переведенной на многие языки мира.
Бриттен тяготел к камерной вокальной музыке, а с тенором Питером Пирсом в течение многих лет выступал как аккомпаниатор.
Первым произведением Бриттена, написанным для совместных выступлений с Пирсом, стал цикл сонетов Микеланджело (1940 г.), который откроет концерт. Завершит его последний вокальный цикл Бриттена на стихи Роберта Бёрнса (1975 г.), посвященный 75-летию британской королевы-матери Елизаветы (1900-2002).
Событием первого концерта станет российская премьера пяти духовных песнопений (canticles), написанных в 1947-74 гг. для голоса или вокального ансамбля с аккомпанементом. В них композитор обращается к Библии и английской поэзии разных эпох (от средневекового «Честерского миракля» до Томаса Эллиота).
Второй концерт, «Бриттен-гала» - 17 ноября. Концерт откроют бриттеновские обработки двух песен Генри Пёрселла, произведения которого нередко становились для Бриттена источником вдохновения. Как дань старинной традиции были сочинены и Сюита для арфы соло (1969 г.), в которой композитор, по собственным словам, ограничился исполнительскими приемами XVIII в., а также «Светские вариации» для гобоя и фортепиано (1936 г.) одно из ранних сочинений Бриттена, обнаруженное уже после его смерти.
Посмертно были опубликованы и «Песни кабаре», написанные для известной в 1930-е гг. исполнительницы Хэдли Андерсон.
Третий, заключительный концерт бриттеновского цикла 24 ноября посвящен оперному жанру. Фрагменты из опер Бриттена прозвучат в исполнении артистов и концертмейстеров Молодежной оперной программы Большого театра.
«Оперную» судьбу Бриттена предрешил «Питер Граймс» (1945 г.). Автор вдохновился поэмой «Городок» английского поэта XVIII-XIX вв. Джорджа Крабба, повествующей о суровой трудовой жизни «маленьких людей». Трагедия главного героя, показанная на фоне повседневных будней рыбацкого поселка и мрачной красоты пейзажей Северного моря, была воплощена Бриттеном. Вслед за «Питером Граймсом» пришел черед «Билли Бадду» (1951 г.) опере, «повествующей» о взаимоотношениях людей, чье жизненное пространство ограничено кораблем дальнего плавания, и историческая «Глориана» (1953 г.), написанная в честь коронации Елизаветы II.
Нередко композитор обращался к распространенному в ХХ веке жанру «камерной оперы»: такова трагическая притча «Поругание Лукреции» (1946 г.), комический скетч «Альберт Херринг» (1947 г.) и «Поворот винта» по одноименной повести Генри Джеймса (1953 г.) вторая по популярности из бриттеновских опер. Путь оперного композитора привел Бриттена к двум поздним шедеврам: «Сну в летнюю ночь» (1960 г.), и «Смерти в Венеции» по новелле Томаса Манна (1973 г.) свою последнюю оперу автор писал на фоне прогрессирующей болезни сердца.