16 октября в Екатеринбурге завершился Второй международный музыкальный фестиваль «Евразия», который вызвал широкий общественный резонанс. Cвидетельство тому десятки аккредитованных журналистов, всестороннее освещение форума в российских и зарубежных средствах массовой информации, полные залы практически на всех концертах.
Финалом смотра стал концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением главного вдохновителя фестиваля, художественного руководителя и главного дирижера оркестра Дмитрия Лисса. В зале Свердловской филармонии прозвучали произведения разных эпох и стилей.
Самой большой интригой заключительного концерта стала российская премьера сочинения современного японского композитора Тосио Хосокавы «Циркуляция океана», первое исполнение которого состоялось на Зальцбургском фестивале 2005 года.
Дмитрий Лисс: «Музыка очень интересная, она посвящена морской стихии. Произведение абсолютно определенно носит отпечаток философии Востока. Стихия это повод для эмоциональных переживаний автора. Происходит как бы такой диалог со стихией. Здесь попытка, с моей точки зрения, совершенно убрать фактор наблюдателя. Наоборот, может быть, это попытка, скорее представляющая симфоническую медитацию растворение в этой стихии. Стихия как она есть, в ее разных состояниях и проявлениях. А сама музыка написана Хосокавой мастерски, красочно, замечательно оркестрована».
Еще одно произведение в программе вечера имело непосредственное отношение к теме фестиваля «Евразия» это Концерт №2 для фортепиано с оркестром «Шелковый путь» турецкого композитора и пианиста Фазиля Сая, который выступил в качестве солиста. Концерт пронизан идеей вечного движения. Согласно авторским названиям, каждая его часть путешествие в тот или иной уголок Азии: Тибет, Индию, Месопотамию, Анатолию.
Следуя традиции ХХ века, Сай трактует рояль как ударный и шумовой инструмент на фоне колоритного звучания оркестра.
Фазиль Сай также исполнил одно из своих любимых сочинений 21-й концерт для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта. Интерпретация турецкого солиста оказалась весьма нестандартной. Пианист крайне свободно общался с текстом, делая акцент на внешней стороне произведения. Но и такой Моцарт возможно, чересчур экспрессивный и эксцентричный имеет право на существование, о чем свидетельствовала яркая эмоциональная реакция публики.
Оркестр же под управлением Дмитрия Лисса чутко аккомпанировал Фазилю Саю, предоставляя солисту творческую свободу.
В завершение концерта и всего фестиваля Дмитрий Лисс исполнил с Уральским симфоническим оркестром музыку балета И.Стравинского «Весна священная». Краеугольное произведение XX века, которое несет в себе сплав культур, эпох и цивилизаций, прозвучало крайне уместно и убедительно в финале фестиваля «Евразия», воплотив тем самым его центральную идею и тему.
Фестиваль «Евразия» доказывает: Екатеринбург по праву становится одной из фестивальных столиц России, весомым центром развития симфонической музыки в нашей стране.
Осенью 2014 года город вновь будет принимать у себя Всероссийский симфонический форум, а фестиваль «Евразия» вернется в уральскую столицу два года спустя, в 2015-м.
Виктор Александров (Екатеринбург), радио «Орфей»
Источник фото - официальный сайт фестиваля http://eurasiafestival.ru/