Приезд Амстердамского барочного оркестра в нашу страну связан с событиями перекрестного года культуры России и Нидерландов. Екатеринбург стал первым городом российского гастрольного маршрута голландских музыкантов.
В Камерном зале Свердловской филармонии, незадолго до акустической репетиции, Тон Коопман принимал участие в «инаугурации» нового двухмануального клавесина (копия старинного французского инструмента мастера Бланше 1730 года, изготовленная в Праге видным финским мастером Юккой Олликой). Инициатором приобретения столь редкого на сегодняшний день исторического клавесина стал органист Свердловской филармонии Тарас Багинец. Это большой подарок фестивалю «Евразия» и всем слушателям Свердловской филармонии.
Первым прикоснулся к клавишам клавесина маэстро Тон Коопман.
«Несомненно, для меня клавесин является любимым инструментом. У него самый красивый тембр из всех музыкальных инструментов. Звук клавесина просто феноменальный, он дает богатую эмоциональную палитру. Фортепиано это музыка больших залов. Но есть также потребность в мягком звучании, в камерных площадках. И здесь клавесину нет равных», - замечает недерландский маэстро.
Амстердамский барочный оркестр считается одним из авторитетных коллективов мира в области аутентичного исполнительства. Основанный Тоном Коопманом в 1979 годом, оркестр завоевал множество престижных звукозаписывающих премий и наград. Коопман осуществил запись полного цикла кантат И.С.Баха, а также ряда кантатно-ораториальных сочинений эпохи барокко.
Звучание амстердамских барочных солистов отличается особым аскетизмом, графичностью мысли. Тон Коопман постоянно шлифует исполнительское мастерство оркестра, неукоснительно следует историческим традициям прошлого.
Тон Коопман: «Амстердамский барочный оркестр в этом году впервые запустил программу, которая нацелена на подрастающее поколение. Моя младшая дочь, которой 24 года, активно принимает в ней участие.
Мы впервые показали этот проект в феврале во всех двенадцати провинциях Голландии. Амстердамский барочный оркестр играет, а моя дочь при этом изображает внучку, ко
торая хочет сделать дедушке (а я играю именно этот персонаж) подарок на день рождения в виде музыкального произведения. У нее постоянно кто-то крадёт ноты, и выглядит всё это очень живо. С этой постановкой мы гастролируем и считаем её нашим своеобразным вкладом в привлечение юной аудитории. Поколение современных тридцатилетних людей оказалось в какой-то мере упущенным, поэтому во многих концертных залах редко можно увидеть лица молодежи. Мы решили «поймать детей за хвост» и сделать что-то для них. У нас есть еще одна программа, адресованная подросткам Вариации на тему «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Мы немного изменили сценарий, введя туда новый персонаж дочь Пилата. Это попытка установить более игровую форму подачи материала. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать, что классическая музыка это не какое-то серьёзное занятие. Ведь посещение классического концерта не требует каких-то тяжелых интеллектуальных усилий. Напротив, это должно всегда приносить массу удовольствия. Мы создаем такие формы на сцене, которые увлекают детей и подростков.
Мой концертный график очень напряженный. Я выступаю с лекциями и с камерными концертами. Сейчас у меня все больше контрактов в качестве приглашенного дирижера. Если обратить внимание на мой гастрольный план несколько лет назад, то я больше предавался сольному музицированию игре на органе и клавесине.
В принципе, наш оркестр больше выступает вне Голландии, чем в самой стране. Мы к этому нормально относимся и готовы играть концерты в тех местах, где публика хочет нас слушать. В Нидерландах сегодня установилась сложная ситуация, связанная с культурой. Культурным организациям получить от правительства страны какую-либо поддержку крайне сложно. Закрываются музеи, прекращают существовать частные концертные коллективы. В целом, картина довольно безрадостная...».
Вторую оркестровую сюиту И.С.Баха сменил Концерт для фагота с оркестром В.А. Моцарта. Солисту оркестра Ваутеру Версхюрену иногда не хватало внутренней свободы и ощущения легкости, широты дыхания, характерного для музыки венского классика. Тем не менее, общая кантилена звучания и прозрачная фактура оркестрового сопровождения вполне удовлетворили слушателей.
Знаменитой 103-й Лондонской симфонией Й. Гайдна (известной еще и под названием «С тремоло литавр») Тон Коопман завершил екатеринбургское выступление Амстердамского барочного оркестра.
Нидерландских артистов услышат в Москве на сцене Концертного зала имени Чайковского, а затем оркестр отправится в Нижний Новгород и Санкт-Петербург.
Тем временем, фестиваль «Евразия» продолжит встреча с искусством турецкого пианиста Фазиля Сая. Сначала он выступит с сольным концертом, а на закрытии форума присоединится к Уральскому Академическому филармоническому оркестру п/у Дмитрия Лисса.
Виктор Александров (Екатеринбург), радио «Орфей»
Источник фото - официальный сайт фестиваля http://eurasiafestival.ru/