Приезд Амстердамского барочного оркестра в нашу страну связан с событиями перекрестного года культуры России и Нидерландов. Екатеринбург стал первым городом российского гастрольного маршрута голландских музыкантов.


В Камерном зале Свердловской филармонии, незадолго до акустической репетиции, Тон Коопман принимал участие в «инаугурации» нового двухмануального клавесина (копия старинного французского инструмента мастера Бланше 1730 года, изготовленная в Праге видным финским мастером Юккой Олликой). Инициатором приобретения столь редкого на сегодняшний день исторического клавесина стал органист Свердловской филармонии Тарас Багинец. Это большой подарок фестивалю «Евразия» и всем слушателям Свердловской филармонии.

Первым прикоснулся к клавишам клавесина маэстро Тон Коопман.

«Несомненно, для меня клавесин является любимым инструментом. У него самый красивый тембр из всех музыкальных инструментов. Звук клавесина просто феноменальный, он дает богатую эмоциональную палитру. Фортепиано – это музыка больших залов. Но есть также потребность в мягком звучании, в камерных площадках. И здесь клавесину нет равных», - замечает недерландский маэстро.

Амстердамский барочный оркестр считается  одним из авторитетных коллективов мира в области аутентичного исполнительства. Основанный Тоном Коопманом в 1979 годом, оркестр завоевал множество престижных звукозаписывающих премий и наград. Коопман осуществил запись полного цикла кантат И.С.Баха, а также ряда кантатно-ораториальных сочинений эпохи барокко.

Звучание амстердамских барочных солистов отличается особым аскетизмом, графичностью мысли. Тон Коопман постоянно шлифует исполнительское мастерство оркестра, неукоснительно следует историческим традициям прошлого.

Тон Коопман: «Амстердамский барочный оркестр в этом году впервые запустил программу, которая нацелена на подрастающее поколение. Моя младшая дочь, которой 24 года, активно принимает в ней участие.

Мы впервые показали этот проект в феврале во всех двенадцати провинциях Голландии. Амстердамский барочный оркестр играет, а моя дочь при этом изображает внучку, ко

торая хочет сделать дедушке (а я играю именно этот персонаж) подарок на день рождения в виде музыкального произведения. У нее постоянно кто-то крадёт ноты, и выглядит всё это очень живо. С этой постановкой мы гастролируем и считаем её нашим своеобразным вкладом в привлечение юной аудитории. Поколение современных тридцатилетних людей оказалось в какой-то мере упущенным, поэтому во многих концертных залах редко можно увидеть лица молодежи. Мы решили «поймать детей за хвост» и сделать что-то для них. У нас есть еще одна программа, адресованная подросткам – Вариации на тему «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Мы немного изменили сценарий, введя туда новый персонаж – дочь Пилата. Это попытка установить более игровую форму подачи материала. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать, что классическая музыка это не какое-то серьёзное занятие. Ведь посещение классического концерта не требует каких-то тяжелых интеллектуальных усилий. Напротив, это должно всегда приносить массу удовольствия. Мы создаем такие формы на сцене, которые увлекают детей и подростков.

Мой концертный график очень напряженный. Я выступаю с лекциями и с камерными концертами. Сейчас у меня все больше контрактов в качестве приглашенного дирижера. Если обратить внимание на мой гастрольный план несколько лет назад, то я больше предавался сольному музицированию – игре на органе и клавесине.

В принципе, наш оркестр больше выступает вне Голландии, чем в самой стране. Мы к этому нормально относимся и готовы играть концерты в тех местах, где публика хочет нас слушать. В Нидерландах сегодня установилась сложная ситуация, связанная с культурой. Культурным организациям получить от правительства страны какую-либо поддержку крайне сложно. Закрываются музеи, прекращают существовать частные концертные коллективы. В целом, картина довольно безрадостная...».

Вторую оркестровую сюиту И.С.Баха сменил Концерт для фагота с оркестром В.А. Моцарта. Солисту оркестра Ваутеру Версхюрену иногда не хватало внутренней свободы и ощущения легкости, широты дыхания, характерного для музыки венского классика. Тем не менее, общая кантилена звучания и прозрачная фактура оркестрового сопровождения вполне удовлетворили слушателей.

Знаменитой 103-й Лондонской симфонией Й. Гайдна (известной еще и под названием «С тремоло литавр») Тон Коопман завершил екатеринбургское выступление Амстердамского барочного оркестра.

Нидерландских артистов услышат в Москве на сцене Концертного зала имени Чайковского, а затем оркестр отправится в Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

Тем временем, фестиваль «Евразия» продолжит встреча с искусством турецкого пианиста Фазиля Сая. Сначала он выступит с сольным концертом, а на закрытии форума присоединится к Уральскому Академическому филармоническому оркестру п/у Дмитрия Лисса.

Виктор Александров (Екатеринбург), радио «Орфей»

Источник фото - официальный сайт фестиваля http://eurasiafestival.ru/

Вернуться к списку новостей