Особое географическое расположение Екатеринбурга, как главного культурного центра на границе между Европой и Азией, определило подзаголовок форума - «Свет с Востока».
Синтез культур Запада и Востока в контекcте мирового музыкального процесса находит отражение в обширных программах смотра. За две недели в Свердловской филармонии (главной концертной площадке фестиваля Евразия), а также в городах области - Каменск-Уральском и Нижнем Тагиле выступают свыше 500 музыкантов из 16 стран мира.
Фестиваль «Евразия» отличается жанровой и стилистической широтой от академической классики и современных авангардных течений до фольклора: испанское фламенко и азербайджанский мугам будут соседствовать с румынскими и индийскими песнопениями.
Вслед за Гонконгским оркестром китайских национальных инструментов в зале Свердловской филармонии играл Мангеймский филармонический оркестр под управлением болгарского дирижера Бояна Виденова.
Это сравнительно молодой немецкий коллектив, в котором играют музыканты разных национальностей. Оркестр был создан Бояном Виденовым в 2009 году, впоследствии обрел статус филармонического коллектива.
Боян Виденов: «Идея оркестра состоит в том, чтобы молодые люди сразу после окончания обучения, или во время него, получили необходимый опыт и уверенность на сцене, благодаря знаменитым солистам, прекрасным музыкантам, с которыми они общаются. И это, в принципе платформа перед началом профессиональной жизни. Я уверен, что екатеринбургский фестиваль приобретет еще больший международный резонанс. И наша программа концерта подобрана по принципу содиалога двух разных культур Востока и Запада. Мы начинаем выступление с Реквиема Тору Такемицу. Произведение было создано японским композитором после Второй мировой войны. Ощущение от этой музыки сравнимо с ассоциациями после взрыва атомной бомбы. Абсолютная депрессия, страх и ужас окутывают с первых же тактов сочинения. И в то же время в музыкальном материале Реквиема Такемицу ощущается влияние нововенцев: Арнольда Шёнберга и Альбана Берга».
Наряду с Реквиемом для струнных японского композитора Тору Такемицу позвучали Вторая симфония Людвига Ван Бетховена, а также Скрипичный концерт Феликса Мендельсона. Солистка лауреат международных конкурсов Алена Баева.
Алена Баева: «Я не впервые на фестивале «Евразия». Мы играли в прошлом году камерную программу с Юрием Башметом.
В Екатеринбурге для меня бывать каждый раз огромная радость, потому что такого второго города, или чем-то похожего на него, в России нет. Уникальный город, настолько богатый, он пропитан культурой и интеллигенцией. Здесь очень великие традиции, невероятная публика, которая приходит на концерты. Огромная радость, и это, несомненно, обогащает музыканта!
Мы играли вместе с Мангеймским оркестром два года назад Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. Я была поражена тогда, насколько у музыкантов оркестра проявляется юношеский задор, желание выразить в музыке все, что ты чувствуешь в данный момент, насколько оно сильно по сравнению с артистами других оркестров, которые уже сидят, откинувшись на спинку стула, играют спокойно, смотрят на солиста и дирижера с таким большим грузом какого-то опыта. Артисты Мангеймского оркестра просто потрясающие! Их очень легко можно зажечь, они же, в свою очередь, готовы меняться и идти за тобой, поддерживая тем самым солиста. Я лично получаю в такие минуты колоссальный заряд энергии».
Добавлю, что в рамках фестиваля «Евразия» представлена обширная информационная программа. Ежедневно происходят встречи с исполнителями и композиторами, автограф-сессии, специальные благотворительные концерты, мастер-классы концертмейстеров ведущих европейских оркестров, научные конференции и доклады.
Своеобразное ноу-хау Свердловской филармонии это Виртуальный концертный зал (уникальный творческо-производственный комплекс с трансляциями и записями концертов в формате FullHD).
За пять лет проект успешно заявил о себе не только в Екатеринбурге, но и далеко за пределами региона. И останавливаться на достигнутом организаторы «Филармонических собраний» в лице директора Свердловской филармонии Александра Колотурского не собираются.
Утром 8 октября я побывал в Областном центре реабилитации инвалидов Екатеринбурга, где был открыт успешно действующий проект Свердловской филармонии «Виртуальные мини-залы».
Как отметил Александр Колотурский, в нынешнем сезоне концерты станут доступны более чем 8000 слушателей.
Александр Колотурский: «Самое главное, чтобы данный проект был еще и качественно реализован. Вот тогда уже у людей возникает доверие. Первые несколько лет функционирования виртуального концертного зала у нас часто случались проблемы с качеством звукового сигнала, успешного соединения звука с видео. А вот теперь все это уже осталось в далеком прошлом. Самое интересное, что наши партнёры технической связи, прекрасно осознали, что в этом медиа ресурсе нуждаются многие люди, и как социальный проект, если говорить о «виртуальных мини-залах» уральского региона, он дает возможность в дальнейшем уже быстрее, наверное, нам развиваться »
Уральский Академический филармонический оркестр на фестивале «Евразия» выступает не только со своим руководителем Дмитрием Лиссом, но и с приглашенными дирижерами.
8 октября в Большом зале Свердловской филармонии место за пультом оркестра займет британский маэстро Бенджамин Эллин. В программе вечера исключительно английская музыка: Элгар, Бриттен и Макмиллан.
Виктор Александров, Екатеринбург (радио «Орфей»)
Источник фото - официальный сайт фестиваля http://eurasiafestival.ru/