Вот уже в XXI-й раз Бухарест становится центром осенних музыкальных торжеств, связанных с национальной гордостью страны выдающимся скрипачом, композитором и дирижером Джордже Энеску. В его честь уже более полувека проводится международный музыкальный фестиваль.
Раз в два года в сентябре в Бухарест съезжаются лучшие силы мирового музыкального искусства: знаменитые оркестры и дирижеры, звездные исполнители со многих континентов. На площади Джордже Энеску в центре Бухареста установлена концертная сцена. В течение дня здесь выступают юные музыканты, учащиеся музыкальных заведений города и юношеский симфонический оркестр.
По дороге на концерты (а они проходят в двух главных залах румынской столицы Атенеуме, резиденции Бухарестского филармонического оркестра имени Джордже Энеску и «Маре Палатулуи», Большом зале Национального Дворца) гости фестиваля ненадолго задерживаются на площади, чтобы послушать игру юных дарований.
Известный коллектив из Австрии камерный оркестр «Зальцбургская камерата» под управлением Луи Лангре дал концерт на сцене Румынского Атенеума.
Музыкальным приношением Джордже Энеску послужила одна из его ранних миниатюр - поэтичнейшее Интермеццо, соч. 12. Вместе с «Зальцбургской камератой» в концерте приняла участие американская скрипачка Хилари Хан. Жемчужиной ее программы стал редко исполняемый романс для скрипки с оркестром «Взлетающий жаворонок» английского композитора Ральфа Воана-Уильямса.
Отрадно, что в этом году фестивалю явно придан русский акцент. Российский национальный оркестр и маэстро Михаил Плетнев презентовали румынской публике программу из произведений П.И.Чайковского, А.Глазунова и С.С.Прокофьева.
Сольную партию во Втором концерте для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева блестяще исполнил Вадим Репин. Он уже не впервые гастролирует на фестивале Джордже Энеску.
Вадим Репин: «Я играю его сонаты. Помню, на одном из фестивалей эффект от произведений Энеску был ошеломляющим! Джордже Энеску один из китов в истории скрипичной литературы.
Многое о нем я слышал в рассказах от Иегуди Менухина. Они часто общались (Менухин был учеником Энеску).
Всеобъемлющая теплота и любовь были присущи этому человеку. Энеску всегда готов был идти на взаимный контакт, ему всегда было интересно познавать что-то новое. Это и должно быть наглядным примером для будущих поколений скрипачей.
- Вадим, а сама атмосфера румынского фестиваля вдохновляет Вас?
Вадим Репин: «Ощущения прекрасные, замечательный фестиваль! Глядя в буклет, просто поражаешься такому параду прекрасных артистов, изумительных инструменталистов, дирижеров оркестров. Быть в их числе для меня огромная честь. Я впервые в Бухаресте буду солировать во Втором скрипичном концерте Сергея Прокофьева. Мне доставляет особую радость и наслаждение играть эту музыку вместе с Михаилом Плетневым и руководимым им Российским национальным оркестром».
Концерт завершила музыка балета «Времена года» А.Глазунова. Это сочинение Михаил Плетнев любит включать в гастрольные программы своих европейских турне. Порадовал ансамбль исполнителей, каждый из солистов Российского национального оркестра продемонстрировал мастерское владение инструментом, создавая при этом особую гармонию.
Во втором вечере место за дирижерским пультом РНО занял румынский маэстро Хориа Андрееску. Прозвучала масштабная Вторая симфония «Воскресение» Густава Малера, которой завершился Большой фестиваль РНО в Москве.
Малеровскому циклу предшествовал Первый концерт для фортепиано с оркестром Ференца Листа. Сольную партию исполнил Борис Березовский. Пианист искусно справлялся со сложнейшими пассажами Листа на фоне скромного аккомпанемента оркестра.
Источники фото: http://www.askonasholt.co.uk/ и http://www.vadimrepin.com
Виктор Александров, Бухарест (Румыния), специально для радио «Орфей»