В немецкой столице в эти дни продолжается крупнейший музыкальный форум оркестров и ансамблей мира Musikfest Berlin. На сценах Берлинской филармонии и Концертхауса выступают ведущие симфонические коллективы мира, камерные ансамбли, именитые солисты.
В этом году тематика фестивальных концертов связана с музыкой композиторов стран восточной Европы Витольда Лютославского, Белы Бартока и Леоша Яначека.
Художественную концепцию программ фестиваля определяет его артистический директор Винрих Хопп:
«Поводом для этого решения стало столетие со дня рождения Лютославского. Я спросил себя, как можно наилучшим образом представить публике музыку Лютославского? Мне кажется, что каждому композитору нужен контекст, состоящий из музыки других авторов лишь тогда его музыка по-настоящему "звучит". Мы думали о Равеле, Дебюсси, я также размышлял и о Моцарте.
Но в какой-то момент выбор пал в пользу Бартока и Яначека вместе с Лютославским это своего рода "троица" композиторов из центральной Европы. Они представляют разные поколения и три различных страны. Вместе они рассказывают об участке истории с 1854 (год рождения Яначека) до 1992 года, когда умер Лютославский. Это приблизительно 140 лет европейской истории. Хопсбаум, крупнейший английский историк, называл это время "the age of extreasms". Это было время самых чудовищных столкновений. И мне кажется, что это столетие особенно часто звучит в программах. По-моему, эти три композитора образуют интересный контекст».
- Чем объяснить в программах форума выбор поздних симфоний Д.Д. Шостаковича?
Винрих Хопп: «Идея с поздними симфониями Шостаковича появилась в связи с тем, что я хотел также отметить на фестивале столетие Бенджамина Бриттена. Бриттен ведь не слишком часто звучит в Германии. Я подумал, как связать Бриттена с нашей программой? Бриттен, как известно, дружил с Шостаковичем. Их знакомство состоялось при посредничестве Ростроповича. А поскольку в программе Берлинского фестиваля еще никогда не было поздних симфоний Шостаковича, и, кроме того, Четырнадцатая симфония Шостаковича посвящена Бриттену, я предложил объединить Бриттена и Шостаковича в одной программе. Это два разных мира: с одной стороны мир Лютославского, Бартока и Яначека, а с другой Бенджамин Бриттен и Шостакович. Но важно, чтобы фестиваль объединял их».
***
Берлинский филармонический оркестр под управлением своего главного дирижера сэра Саймона Рэттла представил на суд публики программу из сочинений Витольда Лютославского, Густава Малера и Леоша Яначека.
Любопытно было услышать в исполнении немецкого баритона Кристиана Герхайера известный вокальный цикл Густава Малера «Песни странствующего подмастерья» (в искусной оркестровке Арнольда Шёнберга современника Малера, хорошо знавшего его музыку).
Саймон Рэттл включил в программу концерта Вторую симфонию Витольда Лютославского и Глаголическую мессу Леоша Яначека на церковнославянские тексты для солистов, хора и органа. В исполнении сочинения приняли участие один из лучших коллективов Восточной Европы Филармонический хор Брно, а также замечательная команда вокалистов: Люба Органазова, Кристиан Герхайер, Миоко Фуджимура и Стюарт Скелтон.
Днем позже в Берлинской филармонии принимали артистов с берегов туманного Альбиона оркестр «Филармония» (Лондон) и его главного дирижера Эса-Пекку Салонена.
И снова ключевым звеном программы стала музыка Витольда Лютославского. Вокальный цикл «Пространства сна», соч. 1975 года для баритона и оркестра на стихи сюрреалиста Робера Десноса проникновенно исполнил немецкий баритон Матиас Гёрне. Мотивы ночи и смерти выражают определенную символику в цикле Лютославского.
Интерпретацию Эса-Пекки Салонена отличала особая сосредоточенность мысли, предельная концентрация внимания на сложнейших деталях партитуры и цельность формы.
Добавлю, что фестиваль Musikfest Berlin продлится до 18 сентября и завершится выступлениями оркестра Берлинской Штаатс капеллы во главе с Даниэлем Баренбоймом, а также концертом Андраша Шиффа и Ханно Мюллера Брахмана.
Виктор Александров, Берлин (Германия), специально для радио «Орфей»
Фото представлены пресс-службой фестиваля