В Лейпциге на днях состоялись концерты оркестра Лейпцигского Гевандхауза под управлением его художественного руководителя Риккардо Шайи.
В первом вечере прозвучала Девятая симфония Малера, музыку которой критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира. Напомню, что Густав Малер провел в Лейпциге два плодотворных года. В возрасте двадцати шести лет с июля 1886 года композитор занимал должность второго капельмейстера Городского театра Лейпцига. У него здесь было много коллег и друзей, один из которых главный дирижер оркестра Гевандхауза Артур Никиш.
Риккардо Шайи уже осуществлял записи антологии симфоний Густава Малера с Амстердамским Королевским оркестром Концертгебау, теперь настал черед малеровского цикла с лейпцигскими музыкантами.
Риккардо Шайи: «Мы обратились к Девятой симфонии Малера после долгого перерыва и сыграли ее вначале в Тоблахе, затем в Любляне и Зальцбурге. Конечно, в этом сочинении использована богатая палитра красок, но не будем забывать, что четвертая часть посвящена струнным. Задача нашей струнной группы передать тот темный колорит, который запечатлен в начале четвертой части, и донести до публики это настроение. Высочайшая культура оркестра Гевандхауса позволяет мне найти собственный путь в этой музыке, которая выглядит как лабиринт с ее сложной сменой темпов, долгими тенуто струнных и моментами тишины, которая у Малера является частью музыки. Симфония кончается тишиной, в заключении звучит мажор, в музыке нет трагических нот. Это последнее искупление и освобождение. Оркестр Гевандхауса передает это ощущение просто феноменально».
Традиционный осенний концерт open-air Гевандхауз оркестра на площади Аугустусплатц собирает сотни тысяч слушателей. Его атмосфера чем-то схожа с берлинским Вальдбюне. Только там сцена находится в окружении леса, а в Лейпциге она установлена в самом сердце города между новым зданием Гевандхауза и оперным театром.
Теплым сентябрьским вечером на Аугустусплатц прозвучали оркестровые увертюры и симфонические фрагменты из опер Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера.
Отметить юбилеи двух корифеев мирового музыкального искусства Риккардо Шайи считает своим почетным долгом.
Риккардо Шайи: «Я очень рад, что в программе сегодня соединятся Вагнер и Верди. Конечно, корнями оркестр Гевандхауса связан с Вагнером. Но вы услышите, какая у этого оркестра культура оперного музицирования, с каким bravura instrumentale он играет Верди. Сегодня у оркестра премьера: он впервые исполняет балет из "Сицилийской вечерни". Во-вторых, мы очень рады, что нам предстоит исполнить на площади Аугустусплатц прелюдию к "Лоэнгрину", хотя это потребует от нас немалого мужества. Это один из грандиозных шедевров Вагнера, но одновременно одно из его тихих сочинений. Но если на площади будет так тихо, как сейчас она превратится в большой концертный зал, Так что, мы очень рады этой встречи с Верди и Вагнером, и всеми вами».
Концерт прошел буквально на одном дыхании, публика слушала очень внимательно, наслаждаясь искусством Лейпцигского Гевандхауз оркестра и харизматичного Риккардо Шайи. И даже шум проходящих трамваев нисколько не разрушал общую атмосферу.
Осенью Риккардо Шайи с Гевандхауз оркестром проведет гастрольное турне в Париже, Лондоне и Вене, где представит симфонический и инструментальный циклы Иоганнеса Брамса.
На лейбле Decca, эксклюзивным артистом которого является Риккардо Шайи, уже в октябре планируется выпуск всех симфоний И.Брамса с оркестром Лейпцигского Гевандхауза.
Виктор Александров, Лейпциг (Германия), специально для радио «Орфей»